Коммуникативные неудачи в письменной речи школьников (на примере агнонимии)

Авторы

  • Ирина Голованова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
  • Людмила Месеняшина Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
  • Лидия Эргардт Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2022-10405

Ключевые слова:

коммуникативная компетенция, языковая компетенция, коммуникативная неудача, агноним, агнонимичная ситуация

Аннотация

Цель статьи состоит в выявлении корреляции между типом агнонимии в письменной речи школьников и типом коммуникативной неудачи. Путем наблюдения над письменными работами обучающихся установлено, что значительная часть коммуникативных неудач в письменной речи связана с феноменом агнонимии. Обосновано понятие агнонимичной ситуации. На основе анализа результатов наблюдения разработана классификация агнонимичных ситуаций в письменной речи школьников. Осуществлено сопоставление типов коммуникативных неудач с типами агнонимичных ситуаций. Установлено, что недостаточно сформированная языковая компетенция, проявляющаяся в фактах агнонимии, может стать серьезным препятствием в формировании коммуникативной компетенции. Обоснован вывод о том, что наблюдение над теми или иными типами агнонимии, встречающимися в письменных работах учащихся, позволяет отслеживать уровень развития не только языковой, но и коммуникативной компетенции обучающихся.

Биографии авторов

Ирина Голованова, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы

Людмила Месеняшина, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русского языка и литературы

Лидия Эргардт, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

студентка историко-филологического факультета

Библиографические ссылки

Avdonina A. Yu. (2019). Organizatsiya slovarno-semanticheskoy raboty v nachal’noy shkole na osnove opredeleniya slovarya zon agnonimicheskogo riska [Organization of vocabulary and semantic work in elementary school based on the definition of the dictionary of agnonymic risk zones]. Samarskiy nauchnyy vestnik [Samara Scientific Bulletin], 3 (28), Vol. 8, 248–250. (In Russ.).

Vvedenskaya L. A. (1999). Kul’tura i iskusstvo rechi. Sovremennaya ritorika: Uchebnoye posobiye [Culture and art of speech. Modern Rhetoric: Textbook]. Rostov-on-Don, 576 p. (In Russ.).

Venediktova T. D. & Gudkov D. B. (2022). Osnovy teorii kommunikatsii. Uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Fundamentals of communication theory. Textbook and workshop for academic undergraduate studies]. Moscow: Yurayt, 193 p. (In Russ.).

Glazkova S. N. (2019). Agnonimiya kak prichina orfograficheskoy bespomoshchnosti vypusknika shkoly [Agnonymy as a reason for the spelling helplessness of a school graduate]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologicheskiye nauki [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 6 (428), Philological Sciences. Issue. 117, 47–54. (In Russ.).

Glazkova S. N. (2021). Agnonimiya & dizorfografiya: grani korrelyatsi [Agnonimiya & dizorfografiya: facets of correlation]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologicheskiye nauki [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 1 (447). Philological Sciences. Issue. 123, 33–38. (In Russ.).

Glazkova S. N. (2019). Russkaya klassika i bekgraund sovremennogo shkol’nika [Russian classics and the background of a modern schoolchild]. Traditsionnyye natsional’no-kul’turnyye i dukhovnyye tsennosti kak fundament innovatsionnogo razvitiya Rossii [Traditional national-cultural and spiritual values as a foundation for Russia’s innovative development], 2 (16), 71–75. (In Russ.).

Goletian L. (1993). O rechevom vyyavlenii i preodolenii kommunikativnoy neudachi [About speech detection and overcoming communicative failure]. Quoted. according to Ermakova O. N. To the construction of a typology of communicative failures. Moscow, 34–35. (In Russ.).

Golovanova I. Yu. (2004). Problema rechevykh oshibok v aspekte ontogeneza yazykovoy lichnosti : dis.. kand. filol. nauk: 10.02.19 – teoriya yazyka [The problem of speech errors in the aspect of the ontogenesis of linguistic personality: dis. philol. Sciences: 10.02.19 - Theory of language]. Chelyabinsk, 133 p. (In Russ.).

Graudina L. K. & Shiryayev Ye. N. (1998). Kul’tura russkoy rechi: uchebnik dlya vuzov [The culture of Russian speech: a textbook for universities]. Moscow: Ed. Group NORMA - INFA, 560 p. (In Russ.).

Kozyrev V. A. (2018). Russkiy yazyk i kul’tura rechi. Sovremennaya yazykovaya situatsiya: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury [Russian language and culture of speech. Modern language situation: textbook and workshop for undergraduate and graduate students]. Moscow: Yurayt, 167 p. (In Russ.).

Kruglyakova T. A. (ed.) (2012). Rechevyye oshibki. Praktikum: posobiye dlya studentov [Speech errors. Practicum: a manual for students]. St. Petersburg: Publishing house of the Russian State Pedagogical University im. A. I. Herzen, 167 p. (In Russ.).

Lipnina Ye. M. (2012). Antropotsentricheskaya sushchnost’ agnonimov [Anthropocentric essence of agnonyms]. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika [Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika], 11, available at: https://psychology.snauka.ru/2012/11/1227, accessed 07.20.2022. (In Russ.).

Makeyeva S. G. (2011). YAzykovaya kompetentsiya kak rezul’tat yazykovogo razvitiya [Language competence as a result of language development]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. Psikhologo-pedagogicheskiye nauki [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 4, Vol. 2 [Psychological and pedagogical sciences], 7–9. (In Russ.).

Mandrikova G. M. (2021). Agnonimy v sovremennom slovoupotreblenii: osobennosti funktsionirovaniya [Agnonyms in modern word usage: features of functioning]. Sevastopol’skiye Kirillo-Mefodiyevskiye chteniya [Sevastopol Cyril and Methodius Readings], 14, 119–125. (In Russ.).

Mandrikova G. M. (2011). Russkaya leksicheskaya sistema v antropotsentricheskom rassmotrenii: kategorii agnonimii i taronimii : avtoreferat dis.. d-ra filol. nauk: 10.02.01 – russkiy yazyk [Russian lexical system in anthropocentric consideration: categories of agnonymy and taronymy : abstract of dis.. Dr. philol. Sciences: 10.02.01 – Russian]. Moscow, 39 p. (In Russ.).

Mandrikova G. M. (2013). Russkiy yazyk kak otrazheniye intellektual’noy svobody lichnosti [Russian language as a reflection of the intellectual freedom of the individual]. Narodnoye obrazovaniye [National education], 8, 161–170. (In Russ.).

Mandrikova G. M. (2017). Total’nyy diktant: territoriya smyslov [Total dictation: the territory of meanings]. TOTSBORNIK: Sbornik nauchnykh trudov po materialam Total’nogo diktanta [TOTSBORNIK: Collection of scientific papers based on the materials of the Total dictation]. Issue 1. Novosibirsk, 29–35. (In Russ.).

Morkovkina A. V. (1993). Russkiye agnonimy v teoreticheskom i prikladnom rassmotrenii: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Russian agnonyms in theoretical and applied consideration: author. dis. ... cand. philol. the science]. Moscow, 19 p. (In Russ.).

Ovchinnikova I. G. (2005). Chto takoye metayazykovaya sposobnost’ [What is a metalinguistic ability]. Filolog [Philologist], 7, available at: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_7_139, accessed 05.10.2022. (In Russ.).

Pudovkina N. V. (2019). Agnonimy kak sredstvo obogashcheniya slovarnogo zapasa mladshikh shkol’nikov [Agnonyms as a means of enriching the vocabulary of younger schoolchildren]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. Sotsial’nyye, gumanitarnyye, mediko-biologicheskiye nauki [Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medical and biological sciences], 64, Vol. 21, 20–29. (In Russ.).

Savina Ye. O. (2014). Agnonimy v yazyke i tekste [Agnonyms in language and text]. Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the Tula State University], 2, .291–295. (In Russ.).

Sternin I. A. (2021). Lozhnyye znacheniya v yazykovom soznanii: real’nost’ ili fiktsiya? [False meanings in linguistic consciousness: reality or fiction?] Voprosy psikholingvistiki [Issues of psycholinguistics], 1 (47), 98–109. (In Russ.).

Tseytlin S. N. (2020). Rechevyye oshibki i ikh preduprezhdeniye [Speech errors and their prevention]. Moscow: URSS Publishing Group, Editorial URSS, Librocom Publishing House, 192 p. (In Russ.).

Chernyak V. D. (2003). Agnonimy v leksikone yazykovoy lichnosti kak istochnik kommunikativnykh neudach [Agnonyms in the lexicon of a linguistic personality as a source of communicative failures]. Russkiy yazyk segodnya [Russian language today], 2. Sat. articles. Moscow: RAS. Azbukovnik, 295–304. (In Russ.).

Shakhnarovich A. M. (1991). K probleme yazykovoy sposobnosti (mekhanizma) [On the problem of language ability (mechanism)]. Chelovecheskiy faktor v yazyke: yazyk i porozhdeniye rechi [Human factor in language: language and speech generation]. Moscow: Nauka, 185–220. (In Russ.).

Shvetsova V. M. & Shirshova S. V. (2021). Problema kommunikativnoy neudachi v sovremennoy lingvistike: teoreticheskiy aspekt [he problem of communicative failure in modern linguistics: a theoretical aspect]. Nauka i obrazovaniye [Science and education], 4, Vol. 4, available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47987349, accessed 05.10.2022. (In Russ.).

Yartseva V. N. Lingvisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar’. Valentnost’ [Linguistic encyclopedic dictionary. Valency], available at: https://les.academic.ru/174/, accessed 04.27.2022. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

25-08-2024

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.