Мемориальный музей как актор мемориальной культуры

Авторы

  • Насруди Ярычев Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия

Ключевые слова:

прошлое, культурная память, мемориальная культура, музей, мемориальный музей

Аннотация

В статье рассматривается мемориальный музей как один из наиболее востребованных и эффективных акторов современной мемориальной культуры. Под мемориальным музеем понимается особого рода музейное пространство, посвященное событию или лицу, как правило расположенное на памятном месте или в памятном здании и располагающее комплексом мемориальных предметов, создающих в полном объеме или частично обстановку, в которой жил или работал выдающийся человек.

К специфическим функциям мемориального музея (помимо традиционных, связанных с сохранением артефактов прошлого) можно отнести ритуальную, рефлективную, идентификационную и легитимизирующую функции. Типологически мемориальные музеи чрезвычайно разнообразны. В наиболее общем виде, согласно Э. Содаро, они могут быть классифицированы как пространства поминовения, пространства соучаствующей памяти и пространство открытой рефлексии.

К специфическим чертам мемориального музея можно отнести:
1) взаимодействие с «трудным прошлым» (трагические события, травмирующие воспоминания и т.п.);
2) интерактивность (максимально широкое вовлечение аудитории в музейную среду, предельно полное погружение в события прошлого);
3) аффективность (усиленный эмоциональный компонент как самого музейного контента, так и условий его восприятия аудиторией);
4) доминанта действенно-преобразовательного компонента (презентация музейного материала как источника влияния на нравственные, идеологические, поведенческие установки аудитории);
5) презентизм (понимание миссии музея как источника опыта, необходимого для предотвращения «ошибок прошлого»);
6) противоречие между стремлением к предельной аутентичности, информационно-предметной атмосферности и восстановленным, репрезентативным характером мемориального музейного пространства.

Биография автора

Насруди Ярычев, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия

доктор педагогических наук, доктор философских наук, профессор, проректор по учебной работе

Библиографические ссылки

Adorno T. (2005). CHto znachit «prorabotka proshlogo» [What it means to “work through the past”]. Neprikosnovennyj zapas, 2–3 (40–41), available at: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ado4.html. accessed 12.05.2022. (In Russ.).

Artog F. (2007). Vremena mira, istoriya, istoricheskoe pis’mo [The Times of the World, History, Historical Writing]. Novoe literaturnoe obozrenie: nezavisimyj filologicheskij zhurnal, 83, available at: magazines.russ.ru/nlo/2007/83/ar3.html, accessed 02.10.2022. (In Russ.).

Assman A. (2018). Dlinnaya ten’ proshlogo. Memorial’naya kul’tura i istoricheskaya politika [The Long Shadow of the Past. Memorial Culture and Historical Politics]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 328 p. (In Russ.).

Assman A. (2012). Transformacii novogo rezhima vremeni [Transformations of the New Regime of Time]. Novoe literaturnoe obozrenie: nezavisimyj filologicheskij zhurnal, 116, available at: magazines.russ.ru/nlo/2012/116/a4.html#_ftnref7, accessed 06.10.2022 (In Russ.).

Bonami Z. (2019). Muzej v diskurse affekta [Museum in the discourse of affect]. Politika affekta muzej kak prostranstvo publichnoj istorii. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 51–78. (In Russ.).

Bragina L. A. (2014). Memorial’nyj muzej kak kul’turnyj fenomen sovremennosti [The memorial museum as a cultural phenomenon of our time]. Kul’turnoe nasledie Sibiri, 16, 5–13. (In Russ.).

Vataman V. P. (2014). Memorial’nyj muzej v kul’turnom prostranstve regiona [Memorial Museum in the cultural space of the region]. Sovremennye problemy servisa i turizma, 68–74. (In Russ.).

Mazur L. N. (2019). Memorial’nye muzei politicheskih deyatelej v prostranstve istoricheskoj pamyati sovremennoj Rossii [Memorial museums of political figures in the space of historical memory of modern Russia]. Dialog so vremenem, Vol. 66, 100–119. (In Russ.).

Razgon A. M. (1966). Istoriko-revolyucionnye memorial’nye muzei i kommunisticheskoe vospitanie trudyashchihsya [Historical and Revolutionary Memorial Museums and the Communist Upbringing of Workers]. Rol’ muzeev v kommunisticheskom vospitanii trudyashchihsya. Moscow: Scince, 288 p. (In Russ.).

Sineckij S. B., SHub M. L. (2021). Kul’turnaya politika v kontekste protivorechij raznoobraziya i identichnosti [Cultural policy in the context of diversity and identity contradictions]. Vestnik kul’tury i iskusstv, 3 (67), 75–84. (In Russ.).

Sodaro E. (2019). Memorial’nye muzei: vozniknovenie novoj formy [Memorial museums: the emergence of a new form]. Novoe literaturnoj obozrenie, 128 NZ/6, available at: https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/128_nz_6_2019/ article/21885/, accessed 01.10.2022). (In Russ.).

CHto takoe literaturno-memorial’nyj muzej (1981) [What is a literary and memorial museum: Collection of scientific works]. Moscow: Bibliograficheskie izdaniya, 157 p. (In Russ.).

Bozoğlu, G. (2020). Museums, emotion, and memory culture. The politics of the past in Turkey. New-York: Routledge, 231 p.

Landsberg, A. (2004). Prosthetic Memory: The Transformation of American Memory in the Age of Mass Culture. New York: Columbia University Press, 240 p.

Tulving E. (2007). Are there 256 different kinds of memory? The foundations of remembering: Essаys in honor of Henry L. Roedinger. New-York: Psychology press, 39–52.

Загрузки

Опубликован

25-08-2024

Выпуск

Раздел

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Похожие статьи

1 2 3 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.