Карнавализация истории в калейдоскопе интернет- мемов

Авторы

  • Сергей Соковиков Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия
  • Сергей Синецкий Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

Ключевые слова:

историческая память, социальная память, политическая память, интернет-мем, меминг, карнавальность, калейдоскопичность, метафора

Аннотация

В статье рассматривается явление интернет-мемов, в которых используется обращение к историческому прошлому как первооснове меминга. Трансформации исторических материалов в меминге анализируются на основе метафоры «карнавал-калейдоскоп», позволяющей релевантно охарактеризовать специфичность соотношения исторически достоверных аспектов и их фантазийного преобразования в интернет-мемах как проявление социокультурного творчества. Карнавальная матрица, проанализированная в теории М. М. Бахтина, дает возможность более точно определить функционально-смысловые стороны «исторического» меминга, избегая излишне категоричных оценок. Свойство калейдоскопичности показывает особенности создания мем-образов, а также характер их функционирования в культурном пространстве, предполагающего спонтанное соучастие в их постоянной реинтерпретации. Карнавальность «исторических» интернет-мемов представлена как ситуация компенсаторного восполнения проявлений серьезно-смехового начала в современном культурном пространстве.

Биографии авторов

Сергей Соковиков, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и культурологии

Сергей Синецкий, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

доктор культурологии, профессор, и.о. ректора

Библиографические ссылки

Abramov R. N. (2008). Definicionistskie metafory` v teoreticheskoj sociologii [Definitionist metaphors in theoretical sociology]. Sociologicheskij zhurnal, 4, 23–34. (In Russ.).

Artamonov D. S., Tikhonova S. V. (2018). Meming v politike pamyati Rossii [Meming in the politics of memory in Russia]. Izvestiya Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Sotsiologiya. Politologiya, Vol 18, Iss. 4, 4, 450–457. (In Russ.).

Artamonov D. S., Tikhonova S. V. (2022). Politika pamyati v internet-memakh: ot vizualizatsii istorii k feykam [The politics of memory in internet memes: from story visualization to fakes]. Polis. Politicheskie issledovaniya, Vol 31, 5, 75–87. (In Russ.).

Artamonov D. S. (2021). Yumor v istoricheskoy pamyati: ot anekdota i karikatury k internet-memu [Humor in historical memory: from an anecdote and caricature to an Internet meme]. Galactica Media: Journal of Media Studies, 3, 214–237. (In Russ.).

Assman A. (2014). Dlinnaya ten’ proshlogo: Memorial’naya kul’tura i istoricheskaya politika [The Long Shadow of the Past: Memorial Culture and Historical Politics]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 328 p. (In Russ.).

Assman Ya. (2004). Kul’turnaya pamyat’: Pis’mo, pamyat’ o proshlom i politicheskaya identichnost’ v vysokikh kul’turakh drevnosti [Cultural memory: Writing, memory of the past and political identity in the high cultures of antiquity]. Moscow: Yazyki slavyanskoi kul’tury, 368 p. (In Russ.).

Bauman Z. (2005). Individualizirovannoe obshchestvo [Individualized society]. Moscow: Logos, 324 p. (In Russ.).

Bakhtin M. M. (2002). Problemy poetiki Dostoevskogo. Raboty 1960-1970 gg. Sobranie sochinenij [Problems of Dostoevsky’s Poetics. Works 1960-1970 Collected Works]. Vol 6. Moscow: Russkie slovari; Yazyki slavyanskoy kul’tury, 798 p. (In Russ.).

Bakhtin M. M. (1990). Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul’tura srednevekov’ya i Renessansa [The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and the Renaissance]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 541 p. (In Russ.).

Vzhosek V. (2005). O smysle i naznachenii metafory v gumanitarnykh naukakh [On the meaning and purpose of metaphor in the humanities]. Istoriya i sovremennost’, 2, 23–34. (In Russ.).

Druker M. M., Suvorova N. A. (2022). Mediamem kak sredstvo reprezentatsii tsennostnykh orientirov v sotsial’nykh media [Mediameme as a means of representing value orientations in social media]. Chelyabinskij Gumanitarij, 1 (58), 13–21. (In Russ.).

Karasik V. I. (2020). Kul’turogennye teksty: funktsii, zhanry, avtory [Cultural texts: functions, genres, authors]. Sotsial’nye i gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge], Vol 6, 1, 82–91. (In Russ.).

Kostoglotov D. A. (2021). Istoricheskoe soznanie v internet-memakh: k postanovke problemy [Historical Consciousness in Internet Memes: Toward a Problem Statement]. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Seriya “Literaturovedenie. Yazykoznanie. Kul’turologiya”, 9, 126–138. (In Russ.).

Lakhmann R. (2011). Pamyat’ i literatura. Intertekstual’nost’ v russkoy literature XIX-XX vekov [Memory and Literature. Intertextuality in Russian Literature of the 19th-20th Centuries]. Saint Petersburg: Petropolis, 400 p. (In Russ.).

Ragozina T. E. (2017). Kul’turnaya pamyat’ versus istoricheskaya pamyat’ [Cultural memory versus historical memory]. Nauka. Iskusstvo. Kul’tura, 3, 12–21. (In Russ.).

Romakina M. A. (2016). Estetika kaleydoskopa v vizual’nykh media [Aesthetics of a kaleidoscope in visual media]. Vestnik Vserossiyskogo gosudarstvennogo instituta kinematografii, 2 (28), 59–69. (In Russ.).

Solov’eva D. Ju. (2018). Novyj istorizm i reprezentacii istorii v cifrovoj srede [New historicism and representations of history in the digital environment]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 10. Zhurnalistika, 4, 26–54. (In Russ.).

Stejr-Livni L. & Semikolennyh M. V. (2022). Parodii na temu Holokosta v izrail’skoj massovoj kul’ture [Parodies on the theme of the Holocaust in Israeli popular culture]. Galactica Media: Journal of Media Studies, 2, 103–120. (In Russ.).

Hal’bvaks M. (2007). Social’nye ramki pamjati [Social framework of memory]. Moscow: Novoe izdatel’stvo, 348 p. (In Russ.).

Hrushhjova N. A. (2020). Internet kak novaja ploshhad’ [Internet as a new square]. Muzykal’naja akademija, 4 (772), available at: https://mus.academy/articles/internet-kak-novaya-ploshchad, accessed 29.05.2023. (In Russ.).

Shakleeva A. I. (2021). Internet kak novaja ploshhad’ dlja geroja-trikstera [The Internet as a new square for the hero- trickster]. Vtoroj rossijskij jesteticheskij kongress: tezisy dokladov uchastnikov. Ekaterinburg: Ural`skij federal`ny`j universitet: Gumanitarny`j universitet, 618–621. (In Russ.).

Dainas A. R. (2015). Keep Calm and Study Memes. Cleveland: Case Western Reserve University, 66 p.

Guo M. (2018). Playfulness, parody, and carnival: Catchphrases and mood on the Chinese Internet from 2003 to 2015. Communication and the Public, Vol. 3(2), 134–150.

Knobel M. & Lankshear C. (2007). Online memes, affinities, and cultural production. A new literacies sampler. New York : Peter Lang Publishing, 199–227.

Thejaswini J. C., Haneef Sh. M. (2018). Internet Memes as Digital Carnival: Analysing Memes on the Movie Kasaba. Communication and Media Studies, Vol. 7, 1, 63–72.

Загрузки

Опубликован

25-08-2024

Выпуск

Раздел

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Похожие статьи

1 2 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.