Карнавализация истории в калейдоскопе интернет- мемов
Ключевые слова:
историческая память, социальная память, политическая память, интернет-мем, меминг, карнавальность, калейдоскопичность, метафораАннотация
В статье рассматривается явление интернет-мемов, в которых используется обращение к историческому прошлому как первооснове меминга. Трансформации исторических материалов в меминге анализируются на основе метафоры «карнавал-калейдоскоп», позволяющей релевантно охарактеризовать специфичность соотношения исторически достоверных аспектов и их фантазийного преобразования в интернет-мемах как проявление социокультурного творчества. Карнавальная матрица, проанализированная в теории М. М. Бахтина, дает возможность более точно определить функционально-смысловые стороны «исторического» меминга, избегая излишне категоричных оценок. Свойство калейдоскопичности показывает особенности создания мем-образов, а также характер их функционирования в культурном пространстве, предполагающего спонтанное соучастие в их постоянной реинтерпретации. Карнавальность «исторических» интернет-мемов представлена как ситуация компенсаторного восполнения проявлений серьезно-смехового начала в современном культурном пространстве.
Библиографические ссылки
Abramov R. N. (2008). Definicionistskie metafory` v teoreticheskoj sociologii [Definitionist metaphors in theoretical sociology]. Sociologicheskij zhurnal, 4, 23–34. (In Russ.).
Artamonov D. S., Tikhonova S. V. (2018). Meming v politike pamyati Rossii [Meming in the politics of memory in Russia]. Izvestiya Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Sotsiologiya. Politologiya, Vol 18, Iss. 4, 4, 450–457. (In Russ.).
Artamonov D. S., Tikhonova S. V. (2022). Politika pamyati v internet-memakh: ot vizualizatsii istorii k feykam [The politics of memory in internet memes: from story visualization to fakes]. Polis. Politicheskie issledovaniya, Vol 31, 5, 75–87. (In Russ.).
Artamonov D. S. (2021). Yumor v istoricheskoy pamyati: ot anekdota i karikatury k internet-memu [Humor in historical memory: from an anecdote and caricature to an Internet meme]. Galactica Media: Journal of Media Studies, 3, 214–237. (In Russ.).
Assman A. (2014). Dlinnaya ten’ proshlogo: Memorial’naya kul’tura i istoricheskaya politika [The Long Shadow of the Past: Memorial Culture and Historical Politics]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 328 p. (In Russ.).
Assman Ya. (2004). Kul’turnaya pamyat’: Pis’mo, pamyat’ o proshlom i politicheskaya identichnost’ v vysokikh kul’turakh drevnosti [Cultural memory: Writing, memory of the past and political identity in the high cultures of antiquity]. Moscow: Yazyki slavyanskoi kul’tury, 368 p. (In Russ.).
Bauman Z. (2005). Individualizirovannoe obshchestvo [Individualized society]. Moscow: Logos, 324 p. (In Russ.).
Bakhtin M. M. (2002). Problemy poetiki Dostoevskogo. Raboty 1960-1970 gg. Sobranie sochinenij [Problems of Dostoevsky’s Poetics. Works 1960-1970 Collected Works]. Vol 6. Moscow: Russkie slovari; Yazyki slavyanskoy kul’tury, 798 p. (In Russ.).
Bakhtin M. M. (1990). Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul’tura srednevekov’ya i Renessansa [The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and the Renaissance]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 541 p. (In Russ.).
Vzhosek V. (2005). O smysle i naznachenii metafory v gumanitarnykh naukakh [On the meaning and purpose of metaphor in the humanities]. Istoriya i sovremennost’, 2, 23–34. (In Russ.).
Druker M. M., Suvorova N. A. (2022). Mediamem kak sredstvo reprezentatsii tsennostnykh orientirov v sotsial’nykh media [Mediameme as a means of representing value orientations in social media]. Chelyabinskij Gumanitarij, 1 (58), 13–21. (In Russ.).
Karasik V. I. (2020). Kul’turogennye teksty: funktsii, zhanry, avtory [Cultural texts: functions, genres, authors]. Sotsial’nye i gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge], Vol 6, 1, 82–91. (In Russ.).
Kostoglotov D. A. (2021). Istoricheskoe soznanie v internet-memakh: k postanovke problemy [Historical Consciousness in Internet Memes: Toward a Problem Statement]. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Seriya “Literaturovedenie. Yazykoznanie. Kul’turologiya”, 9, 126–138. (In Russ.).
Lakhmann R. (2011). Pamyat’ i literatura. Intertekstual’nost’ v russkoy literature XIX-XX vekov [Memory and Literature. Intertextuality in Russian Literature of the 19th-20th Centuries]. Saint Petersburg: Petropolis, 400 p. (In Russ.).
Ragozina T. E. (2017). Kul’turnaya pamyat’ versus istoricheskaya pamyat’ [Cultural memory versus historical memory]. Nauka. Iskusstvo. Kul’tura, 3, 12–21. (In Russ.).
Romakina M. A. (2016). Estetika kaleydoskopa v vizual’nykh media [Aesthetics of a kaleidoscope in visual media]. Vestnik Vserossiyskogo gosudarstvennogo instituta kinematografii, 2 (28), 59–69. (In Russ.).
Solov’eva D. Ju. (2018). Novyj istorizm i reprezentacii istorii v cifrovoj srede [New historicism and representations of history in the digital environment]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 10. Zhurnalistika, 4, 26–54. (In Russ.).
Stejr-Livni L. & Semikolennyh M. V. (2022). Parodii na temu Holokosta v izrail’skoj massovoj kul’ture [Parodies on the theme of the Holocaust in Israeli popular culture]. Galactica Media: Journal of Media Studies, 2, 103–120. (In Russ.).
Hal’bvaks M. (2007). Social’nye ramki pamjati [Social framework of memory]. Moscow: Novoe izdatel’stvo, 348 p. (In Russ.).
Hrushhjova N. A. (2020). Internet kak novaja ploshhad’ [Internet as a new square]. Muzykal’naja akademija, 4 (772), available at: https://mus.academy/articles/internet-kak-novaya-ploshchad, accessed 29.05.2023. (In Russ.).
Shakleeva A. I. (2021). Internet kak novaja ploshhad’ dlja geroja-trikstera [The Internet as a new square for the hero- trickster]. Vtoroj rossijskij jesteticheskij kongress: tezisy dokladov uchastnikov. Ekaterinburg: Ural`skij federal`ny`j universitet: Gumanitarny`j universitet, 618–621. (In Russ.).
Dainas A. R. (2015). Keep Calm and Study Memes. Cleveland: Case Western Reserve University, 66 p.
Guo M. (2018). Playfulness, parody, and carnival: Catchphrases and mood on the Chinese Internet from 2003 to 2015. Communication and the Public, Vol. 3(2), 134–150.
Knobel M. & Lankshear C. (2007). Online memes, affinities, and cultural production. A new literacies sampler. New York : Peter Lang Publishing, 199–227.
Thejaswini J. C., Haneef Sh. M. (2018). Internet Memes as Digital Carnival: Analysing Memes on the Movie Kasaba. Communication and Media Studies, Vol. 7, 1, 63–72.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.