Смыслопорождающий и нарративный потенциал фигуры хиазма в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес»
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-63-2-38-45Ключевые слова:
хиазм, безумие, ментальный кризис, повествовательная структура, хронотоп, система мотивов, Ф. СологубАннотация
В статье рассматривается смыслопорождающий и нарративный потенциал риторической фигуры хиазма на материале романа Ф. Сологуба «Мелкий бес», в котором сюжетообразующей является тема безумия. Обосновывается тезис о системном характере фигур и тропов в художественном произведении, выступающих как фактор изоморфности всех уровней нарративной структуры текста и реализующих в стиле авторскую концепцию мира и человека. В романе Ф. Сологуба «Мелкий бес» таким порождающим принципом стиля является фигура хиазма, воплощающего парадоксальную взаимообратимость нормы и антинормы как в сознании главного героя, учителя Передонова, так и в окружающем его мире. В романе хиазм проявляется не только в узком смысле – на уровне предложения, но и становится отправной точкой в развитии нарратива, определяя специфику уровня повествовательных инстанций и перспективации, уровень хронотопа и персонажей, а также мотивный уровень. Специфика нарративной структуры, организованной по принципу хиастического обращения, обусловливает создание в романе «Мелкий бес» такого типа дискурса, для которого характерно нивелирование границы между миром реальным и ирреальным, их постоянное взаимопроникновение. На уровне хронотопа происходит совмещение сторон оппозиции «реальное / ирреальное», что открывает возможность взаимозаменяемости понятий норма / антинорма. Хиазм, основанный на взаимном обращении атрибутов внутреннего и внешнего, становится фигурой безумия, обозначая исчезновение субъекта, переживающего кризис идентичности. Сумасшествие Передонова – это не просто психическая болезнь, но, в первую очередь, метафора ментального кризиса, постепенно приводящего человека к полному разрушению его личности.
Библиографические ссылки
Avtukhovich, T. E. (2005). Ritoricheskie mekhanizmy ornamental’nogo stilya [Rhetorical Mechanisms of the Ornamental Style]. Poeziya ritoriki : ocherki teoreticheskoy i istoricheskoy poetiki. Minsk: Republican Institute of Higher Education, 18–25. (In Russ.).
Bart, R. (1989). Iz knigi «O Rasine» [From the book “About Racine”]. Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika. Moscow: Progress, 142–232. (In Russ.).
Bogdanov, K. A. (2005). Vrachi, patsienty, chitateli : Patograficheskie teksty russkoy kul’tury XVII–XIX vekov [Doctors, Patients, Readers: Patographic Texts of Russian Culture of the 17th–19th Centuries]. Moscow : UHBH Publ., 504 p. (In Russ.).
Erofeev, V. (1990) Na grani razryva («Melkiy bes» Fedora Sologuba i russkiy realizm) [On the verge of a break (“The Little Demon” by Fyodor Sologub and Russian realism)]. V labirinte proklyatykh voprosov. Moscow : Soviet writer, 79–100. (In Russ.).
Ioskevich, O. A. (2015) Ritoricheskie figury i tropy v khudozhestvennom proizvedenii : smysloporozhdayushchiy i narrativnyy potentsial (na materiale russkoy prozy pervoy poloviny XIX veka) [Rhetorical Figures and Tropes in a Work of Art: Meaning-Generating and Narrative Potential (on the Material of Russian Prose of the First Half of the 19th Century)]. Grodno : Grodno State University Publ., 123 p. (In Russ.).
Zhenett, Zh. (1998). Figury [Figures]. Moscow : Publishing House im. Sabashnikov, Vol 1, 205–217. (In Russ.).
Man, de P. (1999). Allegorii chteniya : Figural’nyy yazyk Russo, Nitsshe, Ril’ke i Prusta [Allegories of Reading: The Figurative Language of Rousseau, Nietzsche, Rilke and Proust]. Ekaterinburg : Uralsk Publ., 368 p. (In Russ.).
Meletinskiy, E. M. (2001) Transformatsii arkhetipov v russkoy klassicheskoy literature (Kosmos i Khaos, geroy i antigeroy) [Transformations of archetypes in Russian classical literature (Cosmos and Chaos, hero and antihero)]. Literaturnye arkhetipy i universalii. Moscow: Russian State University for the Humanities Publ., 150– 224. (In Russ.).
Meskin, V. A. (2015). Istoriya russkoy literatury “serebryanogo veka” [History of Russian Literature of the “Silver Age”]. Moscow : Yurayt Publ., 385 p. (In Russ.).
Nazaretyan, A. P. (2007). Antropologiya nasiliya i kul’tury: Ocherki po evolyutsionno-istoricheskoy psikhologii [An Anthropology of Violence and Culture: Essays in Evolutionary-Historical Psychology]. Moscow : LKI Publ., 256 p. (In Russ.).
Pavlova, M. (2007) Pisatel’-Inspektor: Fedor Sologub i F. K. Teternikov [Writer-Inspector: Fedor Sologub and F. K. Teternikov]. Moscow : New Literary Review Publ., 512 p. (In Russ.).
Rudnev, V. (2019) «Melkiy bes» Fedora Sologuba: ot paranoyi k shizofrenii [“Small Demon” by Fyodor Sologub: from paranoia to schizophrenia]. Bezumnoe iskusstvo : strakh, skandal, bezumie [Mad Art: Fear, Scandal, Madness]. Moscow : AST Publ., 216–235. (In Russ.).
Skonechnaya, O. (2015). Russkiy paranoidal’nyy roman: Fedor Sologub, Andrey Belyy, Vladimir Nabokov [Russian paranoid novel: Fyodor Sologub, Andrey Bely, Vladimir Nabokov]. Moscow : New Literary Review Publ., 256 p. (In Russ.).
Tyupa, V. I. (2010). Diskursnye formatsii: ocherki po komparativnoy ritorike [Discourse formations: essays on comparative rhetoric]. Moscow : Yazyki slavyanskoy kul’tury Publ., 320 p. (In Russ.).
Tyupa, V. I. (2014) Mental’nye krizisy v istorii literatury [Mental crises in the history of literature]. Antropologicheskie sdvigi perelomnykh epokh i ikh otrazhenie v literature. Grodno : Grodno State University Publ., Vol. 1, 9–19. (In Russ.).
Gasperetti, D. (1998). The Rise of the Russian Novel. Carnival, Stylization, and Mockery of the West. Illinois : Northern Illinois University Press, 260 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.