Жанровые черты современной элегии

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-63-2-15-23

Ключевые слова:

лирика, элегия, канон, признаки и ядро жанра, трансформация жанра, жанровое чтение

Аннотация

Статья посвящена проблеме жанра в современной поэзии на материале жанра элегии. Жанр рассматривается как определенный тип строить и завершать целое, а также как информация о способе понимания этого целого. Речь идет не о каноническом жанре, а о жанровой трансформации элегий конца ХХ – начала XXI веков. Большую роль в трансформации играет жанровое заглавие и другие жанровые маркеры. Анализ текстов позволяет сформулировать принцип работы жанра в лирике ХХ века: канон разрушается, остается жанровая память. Но именно этот факт доказывает, что жанр по- прежнему определяет способы прочтения текста. У трансформации лирических жанров в конце ХХ – начале XXI веков есть свои закономерности. Во-первых, обязательные признаки жанра становятся факультативными. Причем чем жестче, «формальнее» был признак, тем чаще он нарушается. Во-вторых, изменяется само жанровое ядро. На примере элегий рассматриваются жанровые сдвиги современной лирики и делается вывод об обнажении жанрового ядра и других тенденциях видоизменения элегии: сдвигу с тоски по прошлому на эффект обратной перспективы, тоске по настоящему или по самой тоске. Элегическая тоска по прошлому в современной поэзии становится весьма специфической: если повода для тоски нет, его надо придумать, иначе поводом для тоски становится именно его отсутствие.

Биография автора

Светлана Артёмова, Тверской государственный университет, Тверь, Россия

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры истории и теории литературы

Библиографические ссылки

Al’mi I. L. (2002). Jelegii E. A. Baratynskogo 1819-1824 godov (K voprosu ob jevoljucii zhanra) [Elegies of E. A. Baratynsky 1819-1824 (On the question of the evolution of the genre)]. Al’mi I.L. O pojezii i proze. Saint- Petersburg: Semantika-S, Skifija, 133–156. (In Russ.).

Borovskaja A. A. (2009). Jevoljucija zhanrovyh form v russkoj pojezii pervoj treti XX veka. [Evolution of Genre Forms in Russian Poetry in the First Third of the 20th Century]. Astrahan’: ID «Astrahanskij universitet», 260 p. (In Russ.).

Vacuro V. Je. (1994). Lirika pushkinskoj pory. «Jelegicheskaja shkola». [Lyrics of Pushkin’s time. “Elegiac School”]. Saint-Petersburg: Nauka, 240 p. (In Russ.).

Grehnev V. A. (1985). Lirika Pushkina: O pojetike zhanrov. [Pushkin’s Lyrics: On the Poetics of Genres]. Gor’kij: Volgo-Vjatskoe knizhnoe izdatel’stvo, 240 p. (In Russ.).

Gukovskij G. A. (2001). Rannie raboty po istorii russkoj pojezii XVIII veka [Early works on the history of Russian poetry of the 18th century]. Moscow: Jazyki russkoj kul’tury, 367 p. (In Russ.).

Ermolenko S. I. (1996). Lirika M.Ju. Lermontova: zhanrovye processy [Lyrica M. Yu. Lermontov: genre processes]. Ekaterinburg: UrGPU, 420 p. (In Russ.).

Kozlov V. I. (2013). Russkaja jelegija nekanonicheskogo perioda: Ocherki tipologii i istorii. [Russian Elegy of the Non-Canonical Period: Essays on Typology and History] . Moscow: Jazyki slavjanskoj kul’tury, 335 p. (In Russ.).

Magomedova D. M. (1999). Idillicheskij mir v zhanrah poslanija i jelegii [The idyllic world in the genres of message and elegy]. Boldinskie chtenija. Nizhnij Novgorod: Izd-vo Nizhegor. un-ta, 5–12. (In Russ.).

Moskvicheva G. V. (1985). Zhanrovo-kompozicionnye osobennosti russkoj jelegii XVIII - pervyh desjatiletij XIX veka [Genre and Compositional Features of the Russian Elegy of the 18th - First Decades of the 19th Century]. Voprosy sjuzheta i kompozicii: Mezhvuz. sb. Gor’kij: GGU, 33–50. (In Russ.).

Ohotnikova S. R. (1997). Sud’by jelegii v russkoj pojezii XX veka (40-e gody) [The fate of the elegy in Russian poetry of the XX century (40s)]. Joshkar-Ola: Mar. gos. un-t, 123 p. (In Russ.).

Rogova E. N. (2005). Jelegicheskij modus hudozhestvennosti v literaturnom proizvedenii [The elegiac mode of artistry in a literary work]. Moscow, 178 p. (In Russ.).

Sorokina Ja. A. (1998). Jelegija v sisteme liricheskih zhanrov XVIII veka: Opyt komparativnogo analiza [Elegy in the System of Lyrical Genres of the 18th Century: An Experience of Comparative Analysis]. Moscow, 23 p. (In Russ.).

Tjupa V. I. (2013). Diskurs/ Zhanr [Discourse / Genre]. Moscow: Intrada, 211 p. (In Russ.).

Fedotov O. (2005). Pojet i bessmertie (jelegii “na smert’ pojeta” v lirike Brodskogo) [Poet and immortality (elegies “on the death of the poet” in Brodsky’s lyrics)]. Iosif Brodskij: strategii chtenija. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 2-4 sentjabrja 2004 goda v Moskve. Moscow: Izd-vo Ippolitova, 189–203. (In Russ.).

Flejshman L. (2006). Iz istorii jelegii v pushkinskuju jepohu [From the history of elegy in the Pushkin era]. Ot Pushkina k Pasternaku. Izbrannye raboty po pojetike i istorii russkoj literatury. Moscow: NLO, 5–30. (In Russ.).

Frizman L. G. (1973). Zhizn’ liricheskogo zhanra: Russkaja jelegija ot Sumarokova do Nekrasova [Life of the Lyric Genre: Russian Elegy from Sumarokov to Nekrasov]. Moscow: Nauka, 166 p. (In Russ.).

Keith A. M. (1999). Roman Elegy and Ancient Rhetorical Theory. Mnemosyne. Fourth Series, 1 (Feb.), Vol. 52, 41–62.

Загрузки

Опубликован

22-08-2024

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.