Экфрасис как гиперриторика/метапоэтика

Авторы

  • Татьяна Автухович Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно, Беларусь

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-63-2-7-14

Ключевые слова:

экфрасис, функции, исторические формы, эстетика, реальный и фиктивный мир, граница, гиперриторика, метапоэтика, пустой знак

Аннотация

В статье экфрасис рассматривается как явление, во-первых, тематизации границы между реальным и фиктивным миром, во-вторых, ее проблематизации. Экфрасис в таком понимании выступает не только как нарративный прием, как семиотическое пространство / пространство сознания, вид интертекста, функция которого – выражение невыразимого через диалог с культурой, но и как пространство девиации, отклонения от нормативного (закрепленного в эстетике соответствующей культурной эпохи) представления о соотношении искусства и действительности, об искусстве как выражении культурных кодов и призме осмысления действительности. Анализ экфрастических текстов разных эпох показывает постепенное стирание границы между действительностью и ее эстетическим освоением в литературе; экфрасис как эмблема (часть гиперриторики) становится метафорой (знак метапоэтики), затем пустым знаком (отсутствием рефлексии над искусством). Актуальность такой постановки проблемы определяется изменчивостью исторических форм и функций экфрасиса и необходимостью его рассмотрения в аспекте исторической поэтики для решения дискуссионных вопросов, что предполагает обращение к историко- типологическому, структурно-семиотическому и частично мифологическому методам. Материалом исследования выступают наиболее репрезентативные произведения русской и мировой литературы, содержащие экфрастические описания. В ходе исследования выявлено соответствие эволюции экфрасиса и изменения эстетических представлений о соотношении реального и фиктивного мира. Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении экфрасиса как феномена «движущейся эстетики», что составляет его новизну и практическую значимость.

Биография автора

Татьяна Автухович, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно, Беларусь

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской филологии

Библиографические ссылки

Avtukhovich T. E. (2016) «Shag v storonu ot sobstvennogo tela...». Ekfrasisy Iosifa Brodskogo [“Step away from your own body...”. Ecphrasies of Joseph Brodsky]. Siedlce : University of Life Sciences and Humanities in Siedlce, 267 p. (In Russ.).

Bochkareva N. S., Tabunkina I. A., Zagorodneva K. V. (2012) Mirovaya literatura i drugie vidy iskusstva: Ekfrasticheskaya poeziya [World literature and other types of art: Ecphrastic poetry]. Perm : Perm State National Research University, 89 p. (In Russ.).

Braginskaya N. V. (1976) Zhanr filostratovykh «Kartin» [Genre of Philostratic “Paintings”]. Iz istorii antichnoy kul’tury. Filosofiya. Literatura. Iskusstvo. Moscow : Moscow State University Publ., 143–169. (In Russ.). 4. Brodskiy I. (2012) Na vystavke Karla Villinka [At the Karl Willink Exhibition]. Brodskiy I. Maloe

sobranie sochineniy. St. Petersburg : ABC, 471–473. (In Russ.).

Geller L. (1997) Na podstupakh k zhanru ekfrasisa. Russkiy fon dlya nerusskikh kartin [On the approaches

to the genre of ekphrasis. Russian background for non-Russian paintings]. Viennese Slavic Almanac, 44, 151–171. (In Russ.).

Geller L. (2002) Voskreshenie ponyatiya, ili Slovo ob ekfrasise [The resurrection of the concept, or the Word about ecphrasis]. Ekfrasis v russkoy literature: trudy Lozannskogo simpoziuma. Moscow : MIC Publ., 5–22. (In Russ.).

Zenkin S. (2002) Novye figury. Zametki o teorii. 3 [New figures. Notes on the theory. 3]. Novoe literaturnoe obozrenie, 57, 343–351. (In Russ.).

Kantor K. (1990) Zhivopis’ v proekte zapadnoevropeyskoy kul’tury [Painting in the project of Western European culture]. Kantor K. Tysyacheglazyy Argus. Iskusstvo i kul’tura. Iskusstvo i religiya. Iskusstvo i gumanizm. Moscow: Iskusstvo, 195 p. (In Russ.).

Kits Dzh. (1986) Stikhotvoreniya [Poems]. Leningrad : Science, 391 p. (In Russ.).

Limonov E. (2018). Moi zhivopistsy [My painters]. Saint Petersburg: Piter Publ., 224 p. (In Russ.).

Lotman Yu. M. (2002). Tekst v tekste [Text in text]. Lotman Yu.M. Stat’i po semiotike kul’tury i iskusstva.

Saint Petersburg: Academic project Publ., 58–78. (In Russ.).

Mednis N. E. (2006). «Religioznyy ekfrasis» v russkoy literature [«Religious Ekphrasis» in Russian

Literature]. Kritika i semiotika, 10, 58–67. (In. Russ.).

Rubins M. (2003). Plasticheskaya radost’ krasoty. Akmeizm i Parnas [The plastic joy of beauty. Acmeism

and Parnassus]. Saint Petersburg: Academic project Publ., 360 p. (In Russ.).

Todorov Tsv. (1999). Vvedenie v fantasticheskuyu literature [Introduction to fantasy literature]. Moscow:

House of Intellectual Book Publ., 143 p. (In Russ.).

Urtmintseva M. (2013). Ekfrazis yak retseptivna ustanovka tekstu (do problemi organizatsiï khudozhn’ogo

prostoru) [Ekphrasis as a receptive attitude to the text (to the problem of organizing artistic space)]. Ekfrazis. Verbal’ni vobrazi mistetstva. Kyiv: Kiev University Publ., 47–62. (In Ukr.).

Farino E. (2004). Iskusstvo v iskusstve [Art in art]. Farino E. Vvedenie v literaturovedenie. Saint Petersburg: A. I. Herzen Russian State Pedagogical University Publ., 378–380. (In Russ.).

Freydenberg O. (1978). Mif i literatura drevnosti [Myth and literature of antiquity]. Moscow: Science Publ., 605 p. (In Russ.).

Freydenberg O. (2018) Proiskhozhdenie literaturnogo opisaniya [Origin of literary description]. Teoriya i istoriya ekfrasisa. Siedlce: Instytut Kultury Regionalnej i Badań Literackich., 28–76. (In Russ.).

Khaydegger M. (1993). Vremya i bytie [Time and being]. Moscow: Republic, 447 p. (In Russ).

Tsimborska-Leboda M. (2002). Ekfrasis v tvorchestve Vyacheslava Ivanova (Soobshchenie–Pamyat’– Inobytie) [Ekphrasis in the work of Vyacheslav Ivanov (Message – Memory – Other Being)]. Ekfrasis v russkoy literature : trudy Lozannskogo simpoziuma. Moscow: MIC Publ., 53–70. (In Russ.).

Emin F. (1781). Nepostoyannaya fortuna, ili Pokhozhdenie Miramonda [Fickle Fortune, or the Adventure of Miramond]. Moscow: University printing house at N.I. Novikov, 276 p. (In Russ).

Yatsenko E. (2011). «Lyubite zhivopis›, poety...»: ekfrasis kak khudozhestvenno-mirovozzrencheskaya model› [“Love painting, poets...”: ekphrasis as an artistic and ideological model]. Voprosy filosofii, 11, 47–57. (In Russ.).

Rowe A. (2002). The Visual arts and the Novels of Iris Murdoch. NY.: The Edwin Mellen Press, 215 p.

Heffernan J. A.W. (2004). Museum of Words: The Poetics of Ekphrasis from Homer to Ashbery. University of Chicago Press, 249 p.

Загрузки

Опубликован

22-08-2024

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 4 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.