Экфрасис как гиперриторика/метапоэтика
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-63-2-7-14Ключевые слова:
экфрасис, функции, исторические формы, эстетика, реальный и фиктивный мир, граница, гиперриторика, метапоэтика, пустой знакАннотация
В статье экфрасис рассматривается как явление, во-первых, тематизации границы между реальным и фиктивным миром, во-вторых, ее проблематизации. Экфрасис в таком понимании выступает не только как нарративный прием, как семиотическое пространство / пространство сознания, вид интертекста, функция которого – выражение невыразимого через диалог с культурой, но и как пространство девиации, отклонения от нормативного (закрепленного в эстетике соответствующей культурной эпохи) представления о соотношении искусства и действительности, об искусстве как выражении культурных кодов и призме осмысления действительности. Анализ экфрастических текстов разных эпох показывает постепенное стирание границы между действительностью и ее эстетическим освоением в литературе; экфрасис как эмблема (часть гиперриторики) становится метафорой (знак метапоэтики), затем пустым знаком (отсутствием рефлексии над искусством). Актуальность такой постановки проблемы определяется изменчивостью исторических форм и функций экфрасиса и необходимостью его рассмотрения в аспекте исторической поэтики для решения дискуссионных вопросов, что предполагает обращение к историко- типологическому, структурно-семиотическому и частично мифологическому методам. Материалом исследования выступают наиболее репрезентативные произведения русской и мировой литературы, содержащие экфрастические описания. В ходе исследования выявлено соответствие эволюции экфрасиса и изменения эстетических представлений о соотношении реального и фиктивного мира. Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении экфрасиса как феномена «движущейся эстетики», что составляет его новизну и практическую значимость.
Библиографические ссылки
Avtukhovich T. E. (2016) «Shag v storonu ot sobstvennogo tela...». Ekfrasisy Iosifa Brodskogo [“Step away from your own body...”. Ecphrasies of Joseph Brodsky]. Siedlce : University of Life Sciences and Humanities in Siedlce, 267 p. (In Russ.).
Bochkareva N. S., Tabunkina I. A., Zagorodneva K. V. (2012) Mirovaya literatura i drugie vidy iskusstva: Ekfrasticheskaya poeziya [World literature and other types of art: Ecphrastic poetry]. Perm : Perm State National Research University, 89 p. (In Russ.).
Braginskaya N. V. (1976) Zhanr filostratovykh «Kartin» [Genre of Philostratic “Paintings”]. Iz istorii antichnoy kul’tury. Filosofiya. Literatura. Iskusstvo. Moscow : Moscow State University Publ., 143–169. (In Russ.). 4. Brodskiy I. (2012) Na vystavke Karla Villinka [At the Karl Willink Exhibition]. Brodskiy I. Maloe
sobranie sochineniy. St. Petersburg : ABC, 471–473. (In Russ.).
Geller L. (1997) Na podstupakh k zhanru ekfrasisa. Russkiy fon dlya nerusskikh kartin [On the approaches
to the genre of ekphrasis. Russian background for non-Russian paintings]. Viennese Slavic Almanac, 44, 151–171. (In Russ.).
Geller L. (2002) Voskreshenie ponyatiya, ili Slovo ob ekfrasise [The resurrection of the concept, or the Word about ecphrasis]. Ekfrasis v russkoy literature: trudy Lozannskogo simpoziuma. Moscow : MIC Publ., 5–22. (In Russ.).
Zenkin S. (2002) Novye figury. Zametki o teorii. 3 [New figures. Notes on the theory. 3]. Novoe literaturnoe obozrenie, 57, 343–351. (In Russ.).
Kantor K. (1990) Zhivopis’ v proekte zapadnoevropeyskoy kul’tury [Painting in the project of Western European culture]. Kantor K. Tysyacheglazyy Argus. Iskusstvo i kul’tura. Iskusstvo i religiya. Iskusstvo i gumanizm. Moscow: Iskusstvo, 195 p. (In Russ.).
Kits Dzh. (1986) Stikhotvoreniya [Poems]. Leningrad : Science, 391 p. (In Russ.).
Limonov E. (2018). Moi zhivopistsy [My painters]. Saint Petersburg: Piter Publ., 224 p. (In Russ.).
Lotman Yu. M. (2002). Tekst v tekste [Text in text]. Lotman Yu.M. Stat’i po semiotike kul’tury i iskusstva.
Saint Petersburg: Academic project Publ., 58–78. (In Russ.).
Mednis N. E. (2006). «Religioznyy ekfrasis» v russkoy literature [«Religious Ekphrasis» in Russian
Literature]. Kritika i semiotika, 10, 58–67. (In. Russ.).
Rubins M. (2003). Plasticheskaya radost’ krasoty. Akmeizm i Parnas [The plastic joy of beauty. Acmeism
and Parnassus]. Saint Petersburg: Academic project Publ., 360 p. (In Russ.).
Todorov Tsv. (1999). Vvedenie v fantasticheskuyu literature [Introduction to fantasy literature]. Moscow:
House of Intellectual Book Publ., 143 p. (In Russ.).
Urtmintseva M. (2013). Ekfrazis yak retseptivna ustanovka tekstu (do problemi organizatsiï khudozhn’ogo
prostoru) [Ekphrasis as a receptive attitude to the text (to the problem of organizing artistic space)]. Ekfrazis. Verbal’ni vobrazi mistetstva. Kyiv: Kiev University Publ., 47–62. (In Ukr.).
Farino E. (2004). Iskusstvo v iskusstve [Art in art]. Farino E. Vvedenie v literaturovedenie. Saint Petersburg: A. I. Herzen Russian State Pedagogical University Publ., 378–380. (In Russ.).
Freydenberg O. (1978). Mif i literatura drevnosti [Myth and literature of antiquity]. Moscow: Science Publ., 605 p. (In Russ.).
Freydenberg O. (2018) Proiskhozhdenie literaturnogo opisaniya [Origin of literary description]. Teoriya i istoriya ekfrasisa. Siedlce: Instytut Kultury Regionalnej i Badań Literackich., 28–76. (In Russ.).
Khaydegger M. (1993). Vremya i bytie [Time and being]. Moscow: Republic, 447 p. (In Russ).
Tsimborska-Leboda M. (2002). Ekfrasis v tvorchestve Vyacheslava Ivanova (Soobshchenie–Pamyat’– Inobytie) [Ekphrasis in the work of Vyacheslav Ivanov (Message – Memory – Other Being)]. Ekfrasis v russkoy literature : trudy Lozannskogo simpoziuma. Moscow: MIC Publ., 53–70. (In Russ.).
Emin F. (1781). Nepostoyannaya fortuna, ili Pokhozhdenie Miramonda [Fickle Fortune, or the Adventure of Miramond]. Moscow: University printing house at N.I. Novikov, 276 p. (In Russ).
Yatsenko E. (2011). «Lyubite zhivopis›, poety...»: ekfrasis kak khudozhestvenno-mirovozzrencheskaya model› [“Love painting, poets...”: ekphrasis as an artistic and ideological model]. Voprosy filosofii, 11, 47–57. (In Russ.).
Rowe A. (2002). The Visual arts and the Novels of Iris Murdoch. NY.: The Edwin Mellen Press, 215 p.
Heffernan J. A.W. (2004). Museum of Words: The Poetics of Ekphrasis from Homer to Ashbery. University of Chicago Press, 249 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Челябинский гуманитарий

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.