Анна Качкаева: диалог с медиа

Авторы

  • Светлана Шомова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-64-3-117-127

Ключевые слова:

Анна Качкаева, Высшая школа экономики, медиакоммуникации, медиаграмотность, цифровое продюсирование, трансмедиа

Аннотация

Следуя одному расхожему определению, под выражением «роль личности в истории» понимается роль, выполняемая личностью, которая раньше, лучше, глубже и полнее других осознает новые потребности развития общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за это. Разумеется, это может быть не только история развития человечества в целом, но и любая другая – история культуры, история промышленности, история технологий... В нашем случае речь идет об истории российского образования в сфере медиа, а личность, которой посвящена статья, – это Анна Качкаева, сумевшая стратегически изменить образовательные стандарты и предложить новые форматы подходов к обучению медиапрофессионалов. Опираясь на методы Persona Studies, элементы исторического анализа и case study, предлагаемое исследование служит цели провести корреляции между трендами развития российской медиасферы и индивидуальными интересами и решениями конкретной персоны, которые – в свою очередь – оказались способны повлиять на процессы становления профессиональной среды.

Биография автора

Светлана Шомова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

доктор политических наук, профессор Института медиа

Библиографические ссылки

Arkhangelsky, A. & Novikova, A. (2023). Pedagogika transmediynogo tvorchestva. Shkol’nyy literaturnyy kanon v kontekste tsifrovizatsii kul’tury [Pedagogy of transmedia creativity. School literary canon in the context of digitalization of culture]. Moscow: Kanon-Plus. 240 p. (In Russ.).

Kachkaeva, A. G. & Novikova, A. A. (Eds). (2021). Zacharovannoe mesto. Mediapotreblenie, mediagramotnost’ i istoricheskaya pamyat’ sel’skikh zhiteley [Enchanted place. Media consumption, media literacy and historical memory of rural residents]. Moscow: Ed. house of the Higher School of Economics. 168 p. (In Russ.).

Kachkaeva, A. G. & Kiriya, I. V. (2012). Dolgosrochnye tendentsii razvitiya sektora massovykh kommunikatsiy [Long-term trends in the development of the mass communications sector]. Forsayt, V. 6, 4, 6–18. (In Russ.).

Kachkaeva, A. G., Shomova, S. A. & Kolchina, A. S. (2016). Informatsionnaya, tsifrovaya, novostnaya... (issledovanie urovnya mediagramotnosti studentov NIU VShE) [Information, digital, news... (a study of the level of media literacy of students at the National Research University Higher School of Economics)]. Kommunikatsii. Media. Dizayn, 2, 30–36. (In Russ.).

Kachkaeva, A. G., Shomova, S. A. & Dushakova, I. S. (2021). Feyk: ot akademicheskikh diskussiy k prakticheskim resheniyam [Fake: from academic discussions to practical solutions]. Kommunikatsii. Media. Dizayn, V. 6, 2, 5–32. (In Russ.).

Kiriya, I. V. & Novikova, A. A. (2017). Istoriya i teoriya media [History and theory of media]. Moscow: Ed. House of the Higher School of Economics. 423 p. (In Russ.).

Kachkaeva, A. & Shomova, S. (Ed.) (2021). Kogda «korona» tyazhela: tsifrovye media v epokhu pandemii [When the “crown” is heavy: digital media in the era of a pandemic]. Moscow: Publishing decisions. 188 p. (In Russ.).

Cooper, A. (2023). Psikhbol’nitsa v rukakh patsientov. Alan Cooper ob interfeysakh [Mental hospital in the hands of patients. Alan Cooper on interfaces]. St. Petersburg: Piter. 500 p. (In Russ.).

Lapina-Kratasyuk, E. G. & Shomova, S. A. (2014). Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «News Literacy i problemy sovremennogo mediaobrazovaniya» (Natsional’nyy issledovatel’skiy universitet Vysshaya shkola ekonomiki. Moskva, 5–6 marta 2014 goda) [International Scientific and Practical Conference “News Literacy and Problems of Modern Media Education” (National Research University Higher School of Economics. Moscow, March 5–6, 2014)]. Novoe literaturnoe obozrenie, 130 (6- 2014), 403–409. (In Russ.).

Kachkaeva, A. G. & Shomova, S. A. (Eds.) (2017). Mul’timediynaya zhurnalistika [Multimedia journalism]. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics. 413 p. (In Russ.).

Preter, V. P. (2023). V tsentre tsiklona: Instrumenty Marshalla Maklyuena dlya analiza mediasred [In the center of the cyclone: Marshall McLuhan’s tools for media analysis]. Moscow: Ed. house of the Higher School of Economics. 336 p. DOI 10.17323/978-5- 7598-1797-0. (In Russ.).

Rossiyskie sredstva massovoy informatsii, vlast’ i kapital: k voprosu o kontsentratsii SMI v Rossii (1999). [Russian mass media, power and capital: on the issue of mass media concentration in Russia]. Moscow: Center “Law and Media”. (In Russ.).

Kachkaeva, A. G. & Kiriya, I. V. (Eds.). (2007). Rossiyskoe televidenie: mezhdu sprosom i predlozheniem. V 2-kh tomakh [Russian television: between supply and demand. In 2 volumes]. Moscow: Elitkomstar. (In Russ.).

Kachkaeva, A. (Ed.) (2013). Smeyushchayasya NErevolyutsiya: dvizhenie protesta i media (mify, yazyk, simvoly) [Laughing NOT revolution: protest movement and media (myths, language, symbols)]. Moscow: Foundation “Liberal Mission”. 172 p. (In Russ.).

Kachkaeva, A. G. (Ed.) (2008). Teleradioefir. Istoriya i sovremennost’. Sbornik statey prepodavateley, aspirantov i vypusknikov kafedry televideniya i radioveshchaniya fakul’teta zhurnalistiki MGU, vedushchikh telekritikov i teleobozrevateley [TV and radio broadcast. History and modernity. Collection of articles by teachers, graduate students and graduates of the Department of Television and Radio Broadcasting of the Faculty of Journalism of Moscow State University, leading television critics and television observers]. Moscow: Elitkomstar. 398 p. (In Russ.).

Kachkaeva, A. G. (Ed.) (2008). Tsifrovizatsiya teleradioveshchaniya: opyt perekhoda v Rossii i mire [Digitalization of TV and radio broadcasting: experience of transition in Russia and the world]. Moscow: State University Higher School of Economics, Elitcomstar. (In Russ.).

Shomova, S. A. (2013). News Literacy: modnyy brend ili nasushchnaya neobkhodimost’? [News Literacy: a fashion brand or an urgent need?]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya), 21, 304–310. (In Russ.).

Barbour, K., Marshall, P. D. & Moore, C. (2014). Persona to Persona Studies. M/C Journal. Vol. 17, 3. https://doi.org/10.5204/ mcj.841.

Kachkaeva, A., Kolchina, A., Shomova, S. & Yarovaya, E. (2020). ‘Trust, but verify’: problems of formation of media literacy and critical thinking of Russian students. Media Practice and Education, Vol. 3., 21, 200–211.

Kachkayeva, A., Lipman, M. & Poyker, M. (2018). Media in Russia: Between Modernization and Monopoly. The New Autocracy: Information, Politics, and Policy in Putin’s Russia Russian / Ed. by D. Treisman. Washington: Brookings Institution Press. Ch. 7, 159–190.

Kachkayeva, A., Shomova, S. & Kolchina, A. (2017). Education and Media Literacy in Russia: Genesis and Current Trends: Evaluation of the Level of Media Literacy of Students. Multidisciplinary Approaches to Media Literacy: Research and Practices 实践. Hong Kong: Communication University of China (CUC) Press. Ch. 31, 401–408.

Загрузки

Опубликован

20-08-2024

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.