Формирование практико- ориентированных компетенций по связям с общественностью как элемент системы подготовки специалиста в высшем учебном заведении
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-64-3-108-116Ключевые слова:
связи с общественностью, PR, коммуникационные технологии, журналистика, методика обучения, педагогикаАннотация
Актуальной проблемой подготовки специалистов, занимающихся связями с общественностью, в вузе является недостаточный уровень практического опыта. Это вынуждает выпускников обучаться по месту трудоустройства, что уменьшает эффективность их профессиональной деятельности и снижает конкурентоспособность на рынке труда. В статье рассматривается система формирования практико- ориентированных компетенций как у студентов направлений «Реклама и связи с общественностью» и «Журналистика», так и обучающихся на негуманитарных факультетах. Данная система обеспечивает формирование базовых практических навыков в области коммуникаций и может быть реализована в условиях любого вуза. Учебная деятельность в ее рамках помимо знакомства с теоретическим материалом включает в себя деловые игры, участие в проектной деятельности, профессиональных конкурсах. Также система включает в себя технологии привлечения студентов к работе в подразделениях по связям с общественностью; профориентационные консультации, учитывающие личностные и профессиональные качества обучающихся; создание и продвижение проектов по связям с общественностью на региональном уровне. Уникальность данной методики состоит, во-первых, в привлечении студентов в работу над реальными имиджевыми проектами вуза, во-вторых, в совместном обучении студентов, проходящих обучение по направлениям «Реклама и связи с общественностью» и «Журналистка». Статья опирается на научные публикации автора методики Д. Е. Филиппова, обобщающие и закрепляющие практический опыт реализации обучающей системы, а также исследования других авторов, посвященные формированию профессиональных компетенций у студентов. Анализ трудоустройства выпускников показывает высокую эффективность формирования практико-ориентированных компетенций: большинство выпускников, которые так или иначе были задействованы в этих проектах, осуществляют профессиональную деятельность специалистами по связям с общественностью в государственных органах, высших учебных заведениях, коммерческих предприятиях. В случае трудоустройства в других сферах сформированные компетенции позволяют выпускникам выстраивать отношения с партнерами, спонсорами, коллегами (целевыми аудиториями), в более широком масштабе использовать технологии связей с общественностью при продвижении своих технологических и информационных продуктов.
Библиографические ссылки
Vinichenko V. A. (2022) Praktika v stanovlenii professional`ny`x kompetencij bakalavrov po reklame i svyazyam s obshhestvennost`yu [Practice in the formation of professional competencies of bachelors in advertising and Public Relations]. CITISE, 4 (34), 487-502. (In Russ.).
Galimullina N. M. (2015) O metodax obucheniya bakalavrov napravleniya “Reklama i svyazi s obshhestvennost`yu” rabote s PR- tekstami [About methods of teaching bachelors of the direction “Advertising and Public Relations” to work with PR texts]. Mir nauki, 3, available at: https://mir-nauki.com/PDF/47PDMN315.pdf, accessed 13.06.2023. (In Russ.).
Galimullina N. M., Feoktistova I. R. (2015) Osobennosti razvitiya navy`kov proektnoj deyatel`nosti u bakalavrov napravleniya podgotovki “Reklama i svyazi s obshhestvennost`yu [Features of the development of project activity skills in bachelors of the field of training “Advertising and Public Relations]. Internet-zhurnal Naukovedenie, 3(28), Vol. 7, available at: http://naukovedenie.ru/ PDF/188PVN315.pdf, accessed 13.06.2023. (In Russ.).
Glushhenko O. A., Grishanin N.V. (2020) Praktiko-orientirovannaya model` obucheniya po napravleniyu podgotovki 42.03.01 “Reklama i svyazi s obshhestvennost`yu” [Practice-oriented model of training in the direction of training 42.03.01 “Advertising and Public Relations”]. Kommunikologiya, 3, Vol. 8, 73-93. (In Russ.).
Zagidullina M. V. (2021) Kommunikativnye praktiki nauchnogo soobshtestva v aspekte mediayizatsii obshtestva [Communicative practices of the scientific community in the aspect of the mediatization of society]. Zhurnalistika - Medialogiya - Nastavnichestvo : Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 95-letiyu prof. B.V. Strel’cova i 100-letiyu Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta, Minsk, 01 marta 2021 goda. Edited by N.A. Fedotova. Minsk: Belarusian State University, 293-298. (In Russ.).
Zagidullina M. V., Simakova S. I., Aleksandrov L. G. et al. (2018) Sud’ba pechatnoj pressy v epohu Interneta [The fate of the print press in the Internet age]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 181 p. (In Russ.).
Zagidullina, M. V. (2020) Mediae`steticheskie parametry` kommunikacii v povsednevny`x praktikax kak osnovaniya obrazovatel`ny`x texnologij v podgotovke specialistov po reklame i svyazyam s obshhestvennost`yu [Media aesthetic parameters of communication in everyday practices as the basis of educational technologies in the training of specialists in advertising and public relations]. Reklamnoe i PR-obrazovanie v usloviyax informacionno-texnologicheskix peremen: aktual`ny`e voprosy` i trendy` : Sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Chelyabinsk, April 17-18, 2020. Edited by K. V. Kiuru. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 155-159. (In Russ.).
Korotun A. V., Nikolaeva M.A. (2018) Nadpredmetnaya integraciya v organizacii praktiki studentov po napravleniyu podgotovki “Reklama i svyazi s obshhestvennost`yu” [Suprasubject integration in the organization of students’ practice in the field of training “Advertising and Public Relations”]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 6, 69-74. (In Russ.).
Primakov V. L. (2020) Mediatizaciya i ee social’nye posledstviya [Mediatization and its social consequences]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshchestvennye nauki, 1(838), 222-240. (In Russ.).
Sy`chenkova, A. V. Formirovanie professional`ny`x kompetencij studentov v kurse “Osnovy` brendinga” na osnove proektnogo podxoda [Formation of professional competencies of students in the course “Fundamentals of branding” based on the project approach]. Internet-zhurnal Naukovedenie, 4 (29), Vol. 7, available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24312520_83925301.pdf, accessed 13.06.2023. (In Russ.).
Filippov D. E. (2010) Korporativnaya kul’tura vuza kak faktor formirovaniya kontenta korporativnogo SMI (na primere gazety CHELGU “Universitetskaya naberezhnaya”) [Corporate culture of the university as a factor in the formation of corporate media content (on the example of the newspaper CHELSU “Universitetskaya naberezhnaya “)]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya, 2, 6, 61-64. (In Russ.).
Filippov D. E. (2005) Organizaciya informacionnoj i imidzhevoj deyatel’nosti publichnogo yuridicheskogo lica [Organization of information and image activities of a public legal entity]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University Publ. (In Russ.).
Filippov D. E. (2012) Social’no-pedagogicheskoe proektirovanie ezhegodnogo periodicheskogo izdaniya kak sredstvo formirovaniya korporativnoj kul’tury vuza [Socio-pedagogical design of the annual periodical as a means of forming the corporate culture of the university]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 12, 103-105. (In Russ.).
Filippov D. E. (2005) Formirovanie imidzha Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta kak obrazovatel’nogo, nauchnogo i kul’turnogo centra Chelyabinskoj oblasti (proekt 2001/2002 uchebnogo goda) [Formation of the image of Chelyabinsk State University as an educational, scientific and cultural center of the Chelyabinsk region (2001/2002 academic year project)]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 11, 1, 116. (In Russ.).
Filippov D. E., Makfuzova D. I. (2012) Social’no-pedagogicheskoe proektirovanie korporativnoj kul’tury kak uslovie formirovaniya innovacionnyh kompetencij u studentov klassicheskogo vuza (na primere korporativnoj gazety Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta “Universitetskaya naberezhnaya”) [Socio-pedagogical design of corporate culture as a condition for the formation of innovative competencies among students of a classical university (on the example of the corporate newspaper of Chelyabinsk State University “University Embankment”)]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 19(273), 119-124. (In Russ.).
Filippov D. E., Minibaeva A. O. (2020) Social’no-pedagogicheskoe proektirovanie kompetencij v oblasti kommunikacij kak uslovie konkurentosposobnosti vypusknikov agrarnyh vuzov [Socio-pedagogical design of competencies in the field of communications as a condition for the competitiveness of graduates of agricultural universities]. Reklamnoe i PR-obrazovanie v usloviyah informacionno- tekhnologicheskih peremen: aktual’nye voprosy i trendy : Sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Chelyabinsk, 17–18 aprelya 2020 goda. Edited by K.V. Kiuru. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 339-343. (In Russ.).
Filippov D. E., Minibaeva A. O. (2021) Korporativnaya gazeta vuza kak instrument prodvizheniya cennostej zdorovogo obraza zhizni v studencheskoj srede na primere gazety «Yuzhno-Ural’skij agrouniversitet» [Corporate newspaper of the university as a tool for promoting the values of a healthy lifestyle among students on the example of the newspaper “Yuzhno-Ural’skij agrouniversitet”]. Social’nye tekhnologii i praktiki vovlecheniya zhenskogo soobshchestva v zabotu o svoem zdorov’e i zdorov’e svoih semej : sbornik nauchno-metodicheskih materialov. Chelyabinsk: Kraj Ra Publ., 25-28. (In Russ.).
Filippov D. E., Minibaeva A. O. (2023) Special’nye metody prodvizheniya nekommercheskih organizacij s pomoshch’yu instrumentov Pochty Rossii (opyt Soyuza zhenshchin Chelyabinskoj oblasti) [Special methods of promoting non-profit organizations using the tools of the Russian Post (experience of the Chelyabinsk Region Women’s Union)]. Social’nye tekhnologii i praktiki vovlecheniya zhenskogo soobshchestva Chelyabinskoj oblasti v social’nuyu deyatel’nost’ dlya razvitiya territorij i povysheniya kachestva zhizni : sbornik nauchno-metodicheskih materialov, Chelyabinsk: Kraj Ra Publ., 42-46. (In Russ.).
Filippov D. E., Minibaeva A. O. (2022) Uchebnyj kurs po formirovaniyu lichnogo brenda i brenda NKO «Rasshiryaya vozmozhnosti» kak faktor razvitiya kompetencij, sluzhashchih ukrepleniyu blagopoluchiya sem’i [Training course on the formation of a personal brand and the brand of the non-profit organization “Expanding opportunities” as a factor in the development of competencies that serve to strengthen the well-being of the family]. Blagopoluchnaya sem’ya – potencial razvitiya regiona : Sbornik nauchno- metodicheskih materialov. Chelyabinsk: Kraj Ra Publ., 35-39. (In Russ.).
Filippov D. E., Sevast’yanov V. N. (2009) Semejnye cennosti v korporativnoj kul’ture vuza (na primere osveshcheniya problem Goda sem’i v CHelyabinskom gosudarstvennom universitete) [Family values in the corporate culture of the university (on the example of highlighting the problems of the Year of the Family at Chelyabinsk State University)]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 14 (152), 87-90. (In Russ.).
Filippov D. E., Shatin A. YU., Nekipelov A. V. et al. (2011) Social’no-pedagogicheskoe proektirovanie korporativnoj kul’tury VUZa kak uslovie uspeshnogo uchastiya v professional’nyh PR-konkursah (na primere deyatel’nosti upravleniya po svyazyam s obshchestvennost’yu Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta) [Socio-pedagogical design of the corporate culture of the university as a condition for successful participation in professional PR competitions (on the example of the activities of the Public relations Department of Chelyabinsk State University)]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya, 2, 8, 90-98. (In Russ.).
Chumikov A. N. (2022) Al’ternativnyj brending regiona (na primere Chelyabinskoj oblasti) [Alternative branding of the region (on the example of the Chelyabinsk region)]. Brending kak kommunikacionnaya tekhnologiya XXI veka : Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 01–02 marta 2022 goda. Edited by A.D. Krivonosov. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Economics, 112-114. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.