Формирование практико- ориентированных компетенций по связям с общественностью как элемент системы подготовки специалиста в высшем учебном заведении

Авторы

  • Владимир Шевченко Медиагруппа «Наш Челябинск», Челябинск, Россия
  • Ульяна Рукавишникова Медиахолдинг «Первый областной», Челябинск, Россия
  • Анастасия Медведева ЧРО ООО «Деловая Россия», Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-64-3-108-116

Ключевые слова:

связи с общественностью, PR, коммуникационные технологии, журналистика, методика обучения, педагогика

Аннотация

Актуальной проблемой подготовки специалистов, занимающихся связями с общественностью, в вузе является недостаточный уровень практического опыта. Это вынуждает выпускников обучаться по месту трудоустройства, что уменьшает эффективность их профессиональной деятельности и снижает конкурентоспособность на рынке труда. В статье рассматривается система формирования практико- ориентированных компетенций как у студентов направлений «Реклама и связи с общественностью» и «Журналистика», так и обучающихся на негуманитарных факультетах. Данная система обеспечивает формирование базовых практических навыков в области коммуникаций и может быть реализована в условиях любого вуза. Учебная деятельность в ее рамках помимо знакомства с теоретическим материалом включает в себя деловые игры, участие в проектной деятельности, профессиональных конкурсах. Также система включает в себя технологии привлечения студентов к работе в подразделениях по связям с общественностью; профориентационные консультации, учитывающие личностные и профессиональные качества обучающихся; создание и продвижение проектов по связям с общественностью на региональном уровне. Уникальность данной методики состоит, во-первых, в привлечении студентов в работу над реальными имиджевыми проектами вуза, во-вторых, в совместном обучении студентов, проходящих обучение по направлениям «Реклама и связи с общественностью» и «Журналистка». Статья опирается на научные публикации автора методики Д. Е. Филиппова, обобщающие и закрепляющие практический опыт реализации обучающей системы, а также исследования других авторов, посвященные формированию профессиональных компетенций у студентов. Анализ трудоустройства выпускников показывает высокую эффективность формирования практико-ориентированных компетенций: большинство выпускников, которые так или иначе были задействованы в этих проектах, осуществляют профессиональную деятельность специалистами по связям с общественностью в государственных органах, высших учебных заведениях, коммерческих предприятиях. В случае трудоустройства в других сферах сформированные компетенции позволяют выпускникам выстраивать отношения с партнерами, спонсорами, коллегами (целевыми аудиториями), в более широком масштабе использовать технологии связей с общественностью при продвижении своих технологических и информационных продуктов.

Биографии авторов

Владимир Шевченко, Медиагруппа «Наш Челябинск», Челябинск, Россия

руководитель

Ульяна Рукавишникова, Медиахолдинг «Первый областной», Челябинск, Россия

редактор

Анастасия Медведева, ЧРО ООО «Деловая Россия», Челябинск, Россия

исполнительный директор

Библиографические ссылки

Vinichenko V. A. (2022) Praktika v stanovlenii professional`ny`x kompetencij bakalavrov po reklame i svyazyam s obshhestvennost`yu [Practice in the formation of professional competencies of bachelors in advertising and Public Relations]. CITISE, 4 (34), 487-502. (In Russ.).

Galimullina N. M. (2015) O metodax obucheniya bakalavrov napravleniya “Reklama i svyazi s obshhestvennost`yu” rabote s PR- tekstami [About methods of teaching bachelors of the direction “Advertising and Public Relations” to work with PR texts]. Mir nauki, 3, available at: https://mir-nauki.com/PDF/47PDMN315.pdf, accessed 13.06.2023. (In Russ.).

Galimullina N. M., Feoktistova I. R. (2015) Osobennosti razvitiya navy`kov proektnoj deyatel`nosti u bakalavrov napravleniya podgotovki “Reklama i svyazi s obshhestvennost`yu [Features of the development of project activity skills in bachelors of the field of training “Advertising and Public Relations]. Internet-zhurnal Naukovedenie, 3(28), Vol. 7, available at: http://naukovedenie.ru/ PDF/188PVN315.pdf, accessed 13.06.2023. (In Russ.).

Glushhenko O. A., Grishanin N.V. (2020) Praktiko-orientirovannaya model` obucheniya po napravleniyu podgotovki 42.03.01 “Reklama i svyazi s obshhestvennost`yu” [Practice-oriented model of training in the direction of training 42.03.01 “Advertising and Public Relations”]. Kommunikologiya, 3, Vol. 8, 73-93. (In Russ.).

Zagidullina M. V. (2021) Kommunikativnye praktiki nauchnogo soobshtestva v aspekte mediayizatsii obshtestva [Communicative practices of the scientific community in the aspect of the mediatization of society]. Zhurnalistika - Medialogiya - Nastavnichestvo : Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 95-letiyu prof. B.V. Strel’cova i 100-letiyu Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta, Minsk, 01 marta 2021 goda. Edited by N.A. Fedotova. Minsk: Belarusian State University, 293-298. (In Russ.).

Zagidullina M. V., Simakova S. I., Aleksandrov L. G. et al. (2018) Sud’ba pechatnoj pressy v epohu Interneta [The fate of the print press in the Internet age]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 181 p. (In Russ.).

Zagidullina, M. V. (2020) Mediae`steticheskie parametry` kommunikacii v povsednevny`x praktikax kak osnovaniya obrazovatel`ny`x texnologij v podgotovke specialistov po reklame i svyazyam s obshhestvennost`yu [Media aesthetic parameters of communication in everyday practices as the basis of educational technologies in the training of specialists in advertising and public relations]. Reklamnoe i PR-obrazovanie v usloviyax informacionno-texnologicheskix peremen: aktual`ny`e voprosy` i trendy` : Sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Chelyabinsk, April 17-18, 2020. Edited by K. V. Kiuru. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 155-159. (In Russ.).

Korotun A. V., Nikolaeva M.A. (2018) Nadpredmetnaya integraciya v organizacii praktiki studentov po napravleniyu podgotovki “Reklama i svyazi s obshhestvennost`yu” [Suprasubject integration in the organization of students’ practice in the field of training “Advertising and Public Relations”]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 6, 69-74. (In Russ.).

Primakov V. L. (2020) Mediatizaciya i ee social’nye posledstviya [Mediatization and its social consequences]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshchestvennye nauki, 1(838), 222-240. (In Russ.).

Sy`chenkova, A. V. Formirovanie professional`ny`x kompetencij studentov v kurse “Osnovy` brendinga” na osnove proektnogo podxoda [Formation of professional competencies of students in the course “Fundamentals of branding” based on the project approach]. Internet-zhurnal Naukovedenie, 4 (29), Vol. 7, available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24312520_83925301.pdf, accessed 13.06.2023. (In Russ.).

Filippov D. E. (2010) Korporativnaya kul’tura vuza kak faktor formirovaniya kontenta korporativnogo SMI (na primere gazety CHELGU “Universitetskaya naberezhnaya”) [Corporate culture of the university as a factor in the formation of corporate media content (on the example of the newspaper CHELSU “Universitetskaya naberezhnaya “)]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya, 2, 6, 61-64. (In Russ.).

Filippov D. E. (2005) Organizaciya informacionnoj i imidzhevoj deyatel’nosti publichnogo yuridicheskogo lica [Organization of information and image activities of a public legal entity]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University Publ. (In Russ.).

Filippov D. E. (2012) Social’no-pedagogicheskoe proektirovanie ezhegodnogo periodicheskogo izdaniya kak sredstvo formirovaniya korporativnoj kul’tury vuza [Socio-pedagogical design of the annual periodical as a means of forming the corporate culture of the university]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 12, 103-105. (In Russ.).

Filippov D. E. (2005) Formirovanie imidzha Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta kak obrazovatel’nogo, nauchnogo i kul’turnogo centra Chelyabinskoj oblasti (proekt 2001/2002 uchebnogo goda) [Formation of the image of Chelyabinsk State University as an educational, scientific and cultural center of the Chelyabinsk region (2001/2002 academic year project)]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 11, 1, 116. (In Russ.).

Filippov D. E., Makfuzova D. I. (2012) Social’no-pedagogicheskoe proektirovanie korporativnoj kul’tury kak uslovie formirovaniya innovacionnyh kompetencij u studentov klassicheskogo vuza (na primere korporativnoj gazety Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta “Universitetskaya naberezhnaya”) [Socio-pedagogical design of corporate culture as a condition for the formation of innovative competencies among students of a classical university (on the example of the corporate newspaper of Chelyabinsk State University “University Embankment”)]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 19(273), 119-124. (In Russ.).

Filippov D. E., Minibaeva A. O. (2020) Social’no-pedagogicheskoe proektirovanie kompetencij v oblasti kommunikacij kak uslovie konkurentosposobnosti vypusknikov agrarnyh vuzov [Socio-pedagogical design of competencies in the field of communications as a condition for the competitiveness of graduates of agricultural universities]. Reklamnoe i PR-obrazovanie v usloviyah informacionno- tekhnologicheskih peremen: aktual’nye voprosy i trendy : Sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Chelyabinsk, 17–18 aprelya 2020 goda. Edited by K.V. Kiuru. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 339-343. (In Russ.).

Filippov D. E., Minibaeva A. O. (2021) Korporativnaya gazeta vuza kak instrument prodvizheniya cennostej zdorovogo obraza zhizni v studencheskoj srede na primere gazety «Yuzhno-Ural’skij agrouniversitet» [Corporate newspaper of the university as a tool for promoting the values of a healthy lifestyle among students on the example of the newspaper “Yuzhno-Ural’skij agrouniversitet”]. Social’nye tekhnologii i praktiki vovlecheniya zhenskogo soobshchestva v zabotu o svoem zdorov’e i zdorov’e svoih semej : sbornik nauchno-metodicheskih materialov. Chelyabinsk: Kraj Ra Publ., 25-28. (In Russ.).

Filippov D. E., Minibaeva A. O. (2023) Special’nye metody prodvizheniya nekommercheskih organizacij s pomoshch’yu instrumentov Pochty Rossii (opyt Soyuza zhenshchin Chelyabinskoj oblasti) [Special methods of promoting non-profit organizations using the tools of the Russian Post (experience of the Chelyabinsk Region Women’s Union)]. Social’nye tekhnologii i praktiki vovlecheniya zhenskogo soobshchestva Chelyabinskoj oblasti v social’nuyu deyatel’nost’ dlya razvitiya territorij i povysheniya kachestva zhizni : sbornik nauchno-metodicheskih materialov, Chelyabinsk: Kraj Ra Publ., 42-46. (In Russ.).

Filippov D. E., Minibaeva A. O. (2022) Uchebnyj kurs po formirovaniyu lichnogo brenda i brenda NKO «Rasshiryaya vozmozhnosti» kak faktor razvitiya kompetencij, sluzhashchih ukrepleniyu blagopoluchiya sem’i [Training course on the formation of a personal brand and the brand of the non-profit organization “Expanding opportunities” as a factor in the development of competencies that serve to strengthen the well-being of the family]. Blagopoluchnaya sem’ya – potencial razvitiya regiona : Sbornik nauchno- metodicheskih materialov. Chelyabinsk: Kraj Ra Publ., 35-39. (In Russ.).

Filippov D. E., Sevast’yanov V. N. (2009) Semejnye cennosti v korporativnoj kul’ture vuza (na primere osveshcheniya problem Goda sem’i v CHelyabinskom gosudarstvennom universitete) [Family values in the corporate culture of the university (on the example of highlighting the problems of the Year of the Family at Chelyabinsk State University)]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 14 (152), 87-90. (In Russ.).

Filippov D. E., Shatin A. YU., Nekipelov A. V. et al. (2011) Social’no-pedagogicheskoe proektirovanie korporativnoj kul’tury VUZa kak uslovie uspeshnogo uchastiya v professional’nyh PR-konkursah (na primere deyatel’nosti upravleniya po svyazyam s obshchestvennost’yu Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta) [Socio-pedagogical design of the corporate culture of the university as a condition for successful participation in professional PR competitions (on the example of the activities of the Public relations Department of Chelyabinsk State University)]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya, 2, 8, 90-98. (In Russ.).

Chumikov A. N. (2022) Al’ternativnyj brending regiona (na primere Chelyabinskoj oblasti) [Alternative branding of the region (on the example of the Chelyabinsk region)]. Brending kak kommunikacionnaya tekhnologiya XXI veka : Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 01–02 marta 2022 goda. Edited by A.D. Krivonosov. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Economics, 112-114. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

20-08-2024

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 4 5 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.