Практика создания уровневой системы медиаобразования: опыт кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Державинского университета
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-64-3-92-101Ключевые слова:
медиаобразовательная система ВУЗа, медиаграмотность, медиакомпетентность, медиакультура, молодежная аудитория, деятельностный подход, уровневая системаАннотация
В статье представлены результаты анализа уровневой системы медиаобразования с точки зрения эффективности комплексного подхода. Авторами исследованы медиаобразовательные проекты кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, реализуемые на уровнях «медиаграмотность», «медиакомпетентность» и «медиатворчество». Разработкой и реализацией медиаобразовательных программ на кафедре занимаются научно-практическая лаборатория новых медиа (возглавляет доктор филологических наук, профессор кафедры Е. А. Зверева) и научно-образовательный центр медиаобразования (возглавляет кандидат филологических наук, заведующий кафедрой С. А. Серова). Целью настоящей работы является характеристика уровневой системы медиаобразования с точки зрения эффективности содержательно-функционального наполнения образовательных программ, реализуемым кафедрой. При выполнении исследования использовались следующие методы: мониторинг образовательных программ по разным уровням массового и специального медиаобразования; структурно-функциональный анализ программ уровневой системы медиаобразования; сравнительный анализ реализуемых программ с точки зрения дифференциации компетенций, необходимых для осознанного медиапотребления, для ориентации в медиапространстве и для медиапроизводства. Рассматриваются факторы, способствующие эффективности программ: понимание целевой аудитории и ее потребностей в инструментарии, применение деятельностных подходов, вовлечение в проектную практику. Представлен опыт кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью по реализации медиаобразовательных проектов за счет грантовой деятельности: проекта «Медийные инструменты социализации молодежи: интерактивное соавторство, мультиформатность и игрореализация» (РФФИ и ЭИСИ); проект «Центр гибких компетенций в медиасфере» и проект «Форум медиаволонтеров «Живи со смыслом»» (Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь»). Авторы отмечают социальную значимость медиаобразования как необходимый компонент данного направления. В заключении статьи авторы приходят к выводу, что выстроенная на кафедре система медиаобразовательной деятельности позволяет эффективно формировать востребованные адресатами навыки освоения информационного и коммуникативного пространств.
Библиографические ссылки
Bakanov, R.P. (2017). Pedagogicheski priemy, napravlennye na jeffektivnoe osvoenie studentami discipliny «Vypusk uchebnogo mediaproekta» (opyt Kazanskogo universiteta) [Pedagogical methods aimed at the effective development by students of the discipline «Issue of educational media project» (Kazan University experience)]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (26), 34-45. (In Russ.).
Vidnaya, O.E., Zvereva, E.A. (2019). Effektivnost’ raboty mnogourovnevoy sistemy mediaobrazovaniya: opyt vuza [Efficiency of the multilevel system of media education: experience of the university]. MEDIAObrazovanie: vektory integratsii v tsifrovoe prostranstvo: mat-ly IV Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Chelyabinsk : Chelyabinsk State University Publ., 303-313. (In Russ.).
Dobosh, E.G. (2017). Praktiko-orientirovannyj podhod v mediaobrazovanii uchashhihsja shkol kak faktor professional’noj orientacii [A practice-oriented approach to media education of schoolchildren as a factor in professional orientation]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (26), 76-82. (In Russ.).
Doroshhuk, E.S. (2017). Mediagramotnost’ budushhego zhurnalista v sisteme professional’noj kompetentnosti rabotnika mediasfery [Media literacy of a future journalist in the system of professional competence of media sphere worker]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (26), 83-87. (In Russ.).
Zhilavskaya, I.V. (2009). Mediaobrazovanie molodezhnoy auditoria [Media education of the youth audience]. Tomsk : TIIT, 322 p. (In Russ.).
Zhilavskaja, I.V. (2018). Mediaobrazovanie molodezi: monografiya [Youth Media Education]. Moskva: MGPY. (In Russ.).
Zhilavskaja, I.V. (2019). Medijno-informacionnaja gramotnost’ i mediaobrazovanie grazhdan [Media and information literacy and media education of citizens]. Mezhdunarodnye otnoshenija i obshhestvo, 4. (In Russ.).
Zvereva, E.A., Serova, S.A. (2022). Opyt realizatsii obrazovatel’nogo proekta «Tsentr gibkikh kompetentsiy v mediasfere» [Experience in the implementation of the educational project «Center for flexible competencies in the media sphere»]. Kommunikatsii v usloviyakh tsifrovoy transformatsii : sbornik materialov VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Sankt-Peterburg: SPbGEU Publ., 279-282. (In Russ.).
Kirillova, N. B. (2019). Mediaobrazovanie kak factor socializacii lichnosti [Media education as a factor in the socialization of personality]. Mnogogrannost’ chelovecheskogo kapitala: kul’turnye i social’nye osnovaniya. Moskva : Soglasie, 173-191. (In Russ.).
Kot, T. A. (2020). Osnovnye terminy, teorii, klyuchevye kontseptsii, napravleniya mediaobrazovaniya. [Basic terms, theories, key concepts, directions of media education]. Sovremennaya mediadidaktika: napravleniya, problemy, poiski: monografiya. Yalta: Gumanitarno-pedagogicheskaya akademiya (filial) Federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Krymskiy federal’nyy universitet imeni V. I. Vernadskogo», 59-64. (In Russ.).
Lazutina, G.V. (2017). K voprosu o tendencijah razvitija mediaobrazovanija v Rossii [To a question about trends in media education in Russia]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4(26), 150-155. (In Russ.).
Pavlushkina, N. A. (2014). Mediatvorchestvo v sovremennoy presse: vliyanie auditornogo faktora [Media creativity in the modern press: the impact of the audience factor]. Zhurnalist. Sotsial’nye kommunikatsii, 3 (15), 27–41. (In Russ.).
Prokhorov, A. V. (2021). Urovnevaya model’ mediauniversuma sovremennogo universiteta [Level model of the media universe of the modern university]. Tambov: Izdatel’skiy dom «Derzhavinskiy», 244 p. (In Russ.).
Serova, S.A., Zvereva, Е.A., Semishova, Е. P. (2022). Konkursy shkol’nykh SMI kak napravleniye mediaobrazovatel’noy deyatel’nosti [Competitions of school media as a direction of media education]. Kommunikatsiya v sovremennom mire: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii issledovateley i prepodavateley zhurnalistiki, reklamy i svyazey s obshchestvennost’yu. Voronezh: Voronezhskiy gosudarstvennyy universitet, 164-166. (In Russ.).
Fedorov, A.V. (2004). Mediaobrazovanie i mediagramotnost’ [Media Education and Media Literacy]. Taganrog: Izdatel’stvo Kuchma, 340 p. (In Russ.).
Fedorov, A.V. (2015). Mediaobrazovanie: istorija i teorija [Media Education: History and Theory]. Moskva: MOO «Informacija dlja vseh», 450 p. (In Russ.).
Hlyzova, N. Ju. (2011). Mediaobrazovanie i mediakompetentnost’ v jepohu informacionnogo obshhestva [Media education and media competence in the era of the information society]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 342, 188–191. (In Russ.).
Chelysheva, I. V. (2013). Metodika i tekhnologiya mediaobrazovaniya v shkole i vuze [Methods and technology of media education at school and university]. Moskva : Direkt–Media, 544 p. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.