Журналист начинается с редактора: феномен наставничества главного редактора «МК» Павла Гусева

Авторы

  • Ева Меркачева Московский комсомолец, Московский международный университет, Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-64-3-85-91

Ключевые слова:

журналистика, редакционная политика, главный редактор, редакционный менеджмент, гражданская позиция, печатные СМИ, периодические издания

Аннотация

В статье рассматривается феномен наставничества в редакционной работе, а также роль главного редактора как наставника в формировании редакционного коллектива и становлении журналиста. Автор анализирует практику наставничества в современной прессе России, а также собственный опыт работы в «Московском комсомольце», где наставником автора был главный редактор. Особое внимание в статье уделяется в целом роли главного редактора как наставника. Такая практика, как показывает анализ, в современной газете довольно редка, однако именно она во многом определяет успех издания. Автор отмечает значение наставничества и роль лидера издания в таких вопросах, как формирование «команды» газеты, выстраивание концепции и стратегии издания, следование этическим принципам, укрепление профессиональной солидарности, разрешение возникающих конфликтов. Пример наставничества в журналистике показан на примере владельца и главного редактора «Московского комсомольца» П. Н. Гусева. К ключевым теоретическим основаниям исследования в статье относятся: информационная политика, редакционная политика, редакционный менеджмент, миссия и позиция издания. Основные методы исследования - проработка документов, наблюдение, экспертное интервью, систематизация и обобщение эмпирического материала. Цель данной статьи – на примере особенностей редакторства П. Н. Гусева рассмотреть роль главного редактора в формировании редакционного коллектива и становлении личности журналиста. В статье показана роль главного редактора в формировании личности начинающего журналиста, который на практике осваивает технологию работы и этические нормы поведения. В качестве заключения в статье звучит тезис о том, что отечественный опыт редакторства позволяет глубоко погрузиться в «кухню» редакционной политики. Пример МК, которым руководит П. Н. Гусев, свидетельствует о том, что в России редакция может эффективно действовать в системе координат «владелец – редактор», функционирование которых сбалансировано между экономической, организационной и наставнической функциями.

Биография автора

Ева Меркачева, Московский комсомолец, Московский международный университет, Москва, Россия

соискатель ученой степени кандидата наук

Библиографические ссылки

Azhgikhina, N. I. (2020). Honestly. Masters of journalism about the boundaries of truth and freedom [Chestnoe slovo. Mastera zhurnalistiki o granitsakh pravdy i svobody]. Moscow: Mediagroup Journalist. 320 p. (in Russ)

Azhgikhina N.I. We live in an upside-down world [My zhivem v perevernutom mire] Moscow.: Journalist, No. 12, 2019. P. 68-73 (in Russ)

Vyrkovsky, A. V. (2016). Protsessnoe upravlenie i redaktsionnyy menedzhment: vozmozhnosti adaptatsii [Process management and editorial management: adaptation possibilities]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 2, T. 5, 210–220. (in Russ)

Gurevich, S. M. (2002). Nomer gazety [Newspaper number]. Moscow: Aspect Press. 192 p. (in Russ).

Gurevich, S. M. (2004). Ekonomika otechestvennykh SMI [Economics of domestic media]. Moscow: Aspect Press. 296 p. (in Russ) Zasursky, Ya. N. (2003). Sistema sredstv massovoy informatsii Rossii [System of mass media in Russia]. Moscow: Aspect Press. 259 p. (in Russ)

Kasyutin, V. L. (2013). Zhivaya gazeta [Living newspaper]. Moscow: Publishing house of the Union of Journalists of Russia. 336 p. (in Russ)

Kirshin, B. N. (2020). Kontseptsiya ob”ektivnoy zhurnalistiki v novykh mediausloviyakh [The concept of objective journalism in new media conditions]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 1 (35), 147–150. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2020- 10119. (in Russ)

Korkonosenko, S. G. (2012). Problema tsennostnogo potentsiala sovremennoy otechestvennoy zhurnalistiki [The problem of the value potential of modern domestic journalism]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, 1-2, 318–325. (in Russ)

Lazutina, G. V. (2016). V zashchitu professii. Mysli posle poedinka chinovnika i professora [In defense of the profession. Thoughts after the fight between an official and a professor]. Zhurnalist. Spetsial’nyy vypusk, 4, 22–25. (in Russ)

Oleshko, V. F. (2017). Psikhologiya zhurnalistiki : uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Psychology of journalism: textbook and workshop for academic bachelor’s degree]. Moscow: Yurayt Publishing House. 351 p. (in Russ)

Prokhorov, E. P. (2011). Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki [Introduction to the theory of journalism]. Moscow: Aspect Press. 348 p. (in Russ)

Raspopova, S. S. (2022). Zakon «O sredstvakh massovoy informatsii» i kodeksy professional’noy etiki zhurnalista v praktike rossiyskikh SMI [Law “On the Mass Media” and codes of professional ethics of journalists in the practice of Russian media]. Chelyabinskiy gumanitariy, 1 (58), 93–101. https://doi.org/10.47475/1999-5407-2022-10110. (in Russ)

Sapozhnikova, S. E. (2015). Redaktor i avtor nauchnoy monografii: Aktual’nye voprosy vzaimodeystviya (Chast’ II. Psikhologicheskiy aspekt problemy) [Editor and author of the scientific monograph: Current issues of interaction (Part II. Psychological aspect of the problem)]. Razvitie lichnosti, 3, 178–193. (in Russ)

Fursov, A. L. (2015). Problemy nastavnichestva v media-sfere [Problems of mentoring in the media sphere]. Professional’naya orientatsiya, 2, 42–45. https://doi.org/10.24411/2411-2550-2015-10001. (in Russ)

Khlopunova, O. V. & Korobov, S. V. (2017). Professiya glavnyy redaktor: vzglyad professionalov [Profession editor-in-chief: the view of professionals]. Filologiya i lingvistika, 1 (5), 101–104. (in Russ)

Загрузки

Опубликован

20-08-2024

Выпуск

Раздел

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.