О родоначальнике Ивановской школы медиакоммуникаций С. Л. Страшнове
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-64-3-24-30Ключевые слова:
родоначальник высшего профессионального образования по журналистике, ивановская школа медиакоммуникаций, теория и практика медиа, концепция медиацентризма, массовое медиаобразованиеАннотация
Статья посвящена осмыслению научного наследия Почетного работника высшего профессионального образования РФ, профессора, доктора филологических наук Сергея Леонидовича Страшнова (1952–2022), известного в научных и преподавательских кругах в качестве создателя кафедры журналистики (а позднее еще и рекламы и связей с общественностью) Ивановского государственного университета и бессменного ее руководителя. Он совмещал в себе качества филолога и исследователя медиапространства. И в любом своем проявлении оставался просветителем и педагогом. Ему принадлежит право считаться основоположником высшего профессионального образования по журналистике в Ивановском крае и родоначальником ивановской школы медиакоммуникаций.
Из десяти научных книг, подготовленных профессором С. Л. Страшновым, почти половина посвящена теории и практике медиа. Главными чертами его концепции признаны концепция медиацентризма, пришедшего на смену литературоцентризму, «амбивалентные отношения» житейского, «масскультовского» и художественного, где жанр – основной, кодирующий элемент коммуникации, представление о журналистике, рекламе, связях с общественностью как конвергентных зонах, при своем сопряжении дающих синергетический эффект.
Развивая теорию массового сознания, ученый-просветитель делал акцент и на аудиторию, в частности, на мыслительный потенциал «media sapiens» в «современном обществе медиакратии», особенностях культурных и медиапотребностей в синхронии и диахронии, признавал вытеснение человека информируемого человеком моделируемым.
В данной статье впервые представлены общие черты научных интересов С. Л. Страшнова, дан краткий обзор его основополагающих работ по медийной проблематике (пособий «Основы массового медиаобразования», «Актуальные медиапонятия: журналистский словарь сочетаемости», сборника статей «Массовые коммуникации и художественное творчество: амбивалентные отношения», монографии «Русская поэзия 1917–1991 годов и массовое сознание») путем проблемно-тематического анализа.
Полученные результаты носят предварительный характер и предполагают дальнейшую разработку.
Библиографические ссылки
Bakhtin M. M. (1979). Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow. 424 p. (In Russ.).
Veselovsky A. N. (1989). Istoricheskaya poetika [Historical poetics]. Moscow, 404 p. (In Russ.).
Lebon G. (1995). Psihologiya narodov i mass [Psychology of peoples and masses]. St. Petersburg, 316 p. (In Russ.).
Strashnov S. L. (2012). Aktual’nye mediaponyatiya: zhurnalistskij slovar’ sochetaemosti: ucheb. pos. [Actual media concepts: journalistic dictionary of compatibility: study guide]. Ivanovo: Ivanovo state University, 220 p. (In Russ.).
Strashnov S. L. (1983). Analiz poeticheskogo proizvedeniya v zhanrovom aspekte: Ucheb. pos. [Analysis of a poetic work in the genre aspect: study guide]. Ivanovo: publishing house “Ivanovo State University”, 92 p. (In Russ.).
Strashnov S. L. (2018a). Massovye kommunikacii i hudozhestvennoe tvorchestvo: ambivalentnye otnosheniya: St., obozreniya, esse [Mass communications and artistic creativity: ambivalent relations: articles, reviews, essays]. Ivanovo: publishing house “Ivanovo State University”, 186 p.
Strashnov S. L. (1991). Molodeet i lad ballad: Ballada v istorii rus. sov. poezii: Lit.-krit. st. [Is getting younger and the mood of ballads: A ballad in the history of Rus. sov. poetry: Lit.-Crit. articles]. Moscow: “Sovremennik”, 155 p. (In Russ.).
Strashnov S. L. (2009). Osnovy massovogo mediaobrazovaniya: Ucheb. pos. [Fundamentals of mass media education: study guide]. Voronezh: Faculty of Journalism of VSU, 174 p. (In Russ.).
Strashnov S. L. (1990). Poemy A. T. Tvardovskogo: ucheb. pos. [A. T. Tvardovsky’s poems: study guide]. Ivanovo: Ivanovo state University, 90 p. (In Russ.).
Strashnov S. L. (2022). Russkaya poeziya 1917–1991 godov i massovoe soznanie: Monografiya [Russian poetry of 1917 – 1991 and mass consciousness: Monograph]. Moscow, 264 p. (In Russ.).
Strashnov S. L. (1999). Russkaya poeziya XX veka v vypusknom klasse: Kn. dlya uchitelya [Russian poetry of the twentieth century in the graduating class: Book for teachers]. Moscow, 144 p. (In Russ.).
Strashnov S.L. (2018b). Stihi v sisteme massovoj kul’tury (k postanovke problemy) [Poems in the system of mass culture (to the formulation of the problem)]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Kostroma, 153–157. (In Russ.).
Toffler E. (2002). Tret’ya volna [The Third Wave]. Translated from English by K.Y. Burmistrova et al. Moscow, 795 p. (In Russ.). Tynyanov Yu. N. (1977). Poetika. Istoriya literatury. Kino [Poetics. The history of literature. Cinema]. Moscow, 574 p. (In Russ.). Ustyuzhanina E. V., Evsyukov S. G., Petrov A. G., Kazankin R. V., Dmitrieva M. B. (2011). Nauchnaya shkola kak strukturnaya edinica nauchnoj deyatel’nosti [Scientific school as a structural unit of scientific activity]. Preprint #WP/2011/288– Moscow: TSEMI RAS, 73 p., available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-teksta-massovoy-kommunikatsii-kak-problema-teorii-slovesnosti/ viewer (In Russ.).
Shklovsky V. B. (1990). Gamburgskij schet: Stat’i – vospominaniya – esse (1914–1933) [Hamburg account: Articles – memoirs – essays (1914 – 1933)]. Moscow, 544 p. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.





