Методика организации профессиональной деятельности педагогов по совершенствованию умений формирования функциональной грамотности обучающихся

Авторы

  • Светлана Тетина Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск, Россия
  • Юлия Гутрова Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-93-98

Ключевые слова:

ценностно-личностные образцы поведения, предадаптивный подход, ценностно-мотивационный компонент, мировоззренческий компонент, когнитивный компонент, поведенческий компонент

Аннотация

В научно-теоретической статье рассматривается актуальная в настоящее время проблема методики организации профессиональной деятельности педагогов по совершенствованию умений формирования функциональной грамотности обучающихся. Формирование функциональной грамотности обучающихся остаётся приоритетным направлением в работе педагогов. Выдвигается предположение, что обеспечение совершенствования компетенций педагога в области формирования функциональной грамотности обучающихся обусловлено изменениями законодательных документов в сфере образования Российской Федерации, а именно усилением и конкретизацией достижения образовательных результатов обучающихся в части формирования метапредметных компетенций в освоении основной образовательной программы. Достижение востребованных результатов образовательного процесса коррелируется с уровнем профессионального мастерства педагога. Целью статьи является выявление определённого набора компонентов методической системы, которые позволяют совершенствовать профессиональные компетенции педагогов. Представленная методическая система включает ряд компонентов, таких как ценностно-мотивационный, мировоззренческий, когнитивный и поведенческий. Каждый компонент системы несет в себе определённые функции и ресурсы. Контент-анализ литературы доказывает актуальность обсуждаемой проблемы исследования.

Научная новизна статьи заключается в представлении методической системы организации профессиональной деятельности педагогов, конкретизации каждого компонента методической системы, ориентированного на интеграцию профессионально-личностных знаний педагогов в контексте формирования функциональной грамотности обучающихся. Теоретическая значимость статьи состоит в том, что открываются новые перспективы организации методического совершенствования педагогических работников. Практическая значимость заключается в возможности реализации методической системы организации профессиональной деятельности педагогов в рамках системы повышения квалификации педагогических работников. Полученные теоретические результаты исследования могут быть востребованы при разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников.

Биографии авторов

Светлана Тетина, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск, Россия

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий Лабораторией учебно-методического и информационно- аналитического сопровождения функциональной грамотности и ФГОС общего образования

Юлия Гутрова, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск, Россия

кандидат педагогических наук, доцент Лаборатории учебно-методического и информационно-аналитического сопровождения функциональной грамотности и ФГОС общего образования

Библиографические ссылки

Gardner, G. (2007). Struktura razuma. Teoriya mnozhestvennogo intellekta [The structure of the mind. The theory of multiple intelligence]. Moscow, 501 p. (In Russ.).

Grashchenkov, P. V. (2018). Retsenziya M. Norde, F. van de Velde (eds.). Exaptation and language change. Amsterdam: John Benjamins, 2016. [Review by M. Norde, F. van de Velde (eds.). Exaptation and language change. Amsterdam: John Benjamins, 2016.]. Voprosy yazykoznaniya, 6, 139–147. (In Russ.).

Grebenkina, L. K. (2000). Formirovanie professionalizma uchitelya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya : monografiya [Formation of teacher professionalism in the system of continuous pedagogical education : monograph]. Ryazan’, 201 p. (In Russ.).

Zatsepin, A. V. (2012). Filosofskie idei K. D. Ushinskogo : monografiya [Philosophical ideas of K. D. Ushinsky : monograph]. Michurinsk : MGPI, 157 p. (In Russ.).

Issledovaniya gumanitarnykh sistem. Vyp. 1 Teoriya pedagogicheskoy sistemy N. V. Kuz’minoy: genezis i sledstviya / ed. Ostapenko, A.A.

(2013). [Studies of humanitarian systems. Issue 1 Theory of the pedagogical system by N. V. Kuzmina: genesis and consequences]. Krasnodar : Parabellum, 90 p. (In Russ.).

Markova, A. K. (1996). Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow : Mezhdunar. gumanitar. fond «Znanie», 308 p. (In Russ.).

Myasishchev, V. N. (2003). Psikhologiya otnosheniy : izbr. psikhol. tr. [Psychology of relationships : elected. psychol. trels]. Moscow : Izd-vo Mosk. psikhol.-sotsial’nogo in-ta, 455 p. (In Russ.).

Slastenin, V. A. (2008). Pedagogicheskaya aksiologiya [Pedagogical axiology]. Krasnoyarsk : Sibirskiy gos. tekhnologicheskiy un-t, 293 p. (In Russ.).

Tarkhanova, I. Yu. (2012). Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniya problem obrazovaniya i sotsializatsii vzroslykh : monografiya [Theoretical and methodological foundations of the study of the problems of education and socialization of adults : monograph]. Yaroslavl’ : RIO YaGPU,171 p. (In Russ.).

Fedorov, O. D. (2019). Pedagogicheskaya odarennost’. Aktual’nye psikhologo-pedagogicheskie resheniya : monografiya [Pedagogical giftedness. Current psychological and pedagogical solutions : monograph]. Nizhniy Novgorod : Mininskiy un-t, 348 p. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

17-08-2024

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.