Методика организации профессиональной деятельности педагогов по совершенствованию умений формирования функциональной грамотности обучающихся
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-93-98Ключевые слова:
ценностно-личностные образцы поведения, предадаптивный подход, ценностно-мотивационный компонент, мировоззренческий компонент, когнитивный компонент, поведенческий компонентАннотация
В научно-теоретической статье рассматривается актуальная в настоящее время проблема методики организации профессиональной деятельности педагогов по совершенствованию умений формирования функциональной грамотности обучающихся. Формирование функциональной грамотности обучающихся остаётся приоритетным направлением в работе педагогов. Выдвигается предположение, что обеспечение совершенствования компетенций педагога в области формирования функциональной грамотности обучающихся обусловлено изменениями законодательных документов в сфере образования Российской Федерации, а именно усилением и конкретизацией достижения образовательных результатов обучающихся в части формирования метапредметных компетенций в освоении основной образовательной программы. Достижение востребованных результатов образовательного процесса коррелируется с уровнем профессионального мастерства педагога. Целью статьи является выявление определённого набора компонентов методической системы, которые позволяют совершенствовать профессиональные компетенции педагогов. Представленная методическая система включает ряд компонентов, таких как ценностно-мотивационный, мировоззренческий, когнитивный и поведенческий. Каждый компонент системы несет в себе определённые функции и ресурсы. Контент-анализ литературы доказывает актуальность обсуждаемой проблемы исследования.
Научная новизна статьи заключается в представлении методической системы организации профессиональной деятельности педагогов, конкретизации каждого компонента методической системы, ориентированного на интеграцию профессионально-личностных знаний педагогов в контексте формирования функциональной грамотности обучающихся. Теоретическая значимость статьи состоит в том, что открываются новые перспективы организации методического совершенствования педагогических работников. Практическая значимость заключается в возможности реализации методической системы организации профессиональной деятельности педагогов в рамках системы повышения квалификации педагогических работников. Полученные теоретические результаты исследования могут быть востребованы при разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников.
Библиографические ссылки
Gardner, G. (2007). Struktura razuma. Teoriya mnozhestvennogo intellekta [The structure of the mind. The theory of multiple intelligence]. Moscow, 501 p. (In Russ.).
Grashchenkov, P. V. (2018). Retsenziya M. Norde, F. van de Velde (eds.). Exaptation and language change. Amsterdam: John Benjamins, 2016. [Review by M. Norde, F. van de Velde (eds.). Exaptation and language change. Amsterdam: John Benjamins, 2016.]. Voprosy yazykoznaniya, 6, 139–147. (In Russ.).
Grebenkina, L. K. (2000). Formirovanie professionalizma uchitelya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya : monografiya [Formation of teacher professionalism in the system of continuous pedagogical education : monograph]. Ryazan’, 201 p. (In Russ.).
Zatsepin, A. V. (2012). Filosofskie idei K. D. Ushinskogo : monografiya [Philosophical ideas of K. D. Ushinsky : monograph]. Michurinsk : MGPI, 157 p. (In Russ.).
Issledovaniya gumanitarnykh sistem. Vyp. 1 Teoriya pedagogicheskoy sistemy N. V. Kuz’minoy: genezis i sledstviya / ed. Ostapenko, A.A.
(2013). [Studies of humanitarian systems. Issue 1 Theory of the pedagogical system by N. V. Kuzmina: genesis and consequences]. Krasnodar : Parabellum, 90 p. (In Russ.).
Markova, A. K. (1996). Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow : Mezhdunar. gumanitar. fond «Znanie», 308 p. (In Russ.).
Myasishchev, V. N. (2003). Psikhologiya otnosheniy : izbr. psikhol. tr. [Psychology of relationships : elected. psychol. trels]. Moscow : Izd-vo Mosk. psikhol.-sotsial’nogo in-ta, 455 p. (In Russ.).
Slastenin, V. A. (2008). Pedagogicheskaya aksiologiya [Pedagogical axiology]. Krasnoyarsk : Sibirskiy gos. tekhnologicheskiy un-t, 293 p. (In Russ.).
Tarkhanova, I. Yu. (2012). Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniya problem obrazovaniya i sotsializatsii vzroslykh : monografiya [Theoretical and methodological foundations of the study of the problems of education and socialization of adults : monograph]. Yaroslavl’ : RIO YaGPU,171 p. (In Russ.).
Fedorov, O. D. (2019). Pedagogicheskaya odarennost’. Aktual’nye psikhologo-pedagogicheskie resheniya : monografiya [Pedagogical giftedness. Current psychological and pedagogical solutions : monograph]. Nizhniy Novgorod : Mininskiy un-t, 348 p. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.