Применение «теории поколений» в образовательном процессе для совершенствования освоения информационных дисциплин

Авторы

  • Ада Попова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия
  • Елена Черная Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
  • Ольга Власова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-87-92

Ключевые слова:

информационные дисциплины, информационные технологии, поколение, теория поколений, признаки поколений X, Y, Z

Аннотация

В литературе высказывается мнение, что Теория поколений Штрауса и Хоува, широко применяемая в бизнес-структурах, может быть полезной для педагогики, поможет преподавателю быстро ориентироваться в потребностях современных студентов и направить процесс обучения по наиболее эффективному пути. Однако практическая реализация теории в освоении той или иной дисциплины требует проведения дополнительных методических исследований для устранения неясностей и возникающих противоречий. Действенные рекомендации по привлечению Теории поколений к обучению студентов информационным дисциплинам в вузе могут быть даны после изучения личностных качеств студентов с привязкой к определённой дисциплине.

Целью настоящей работы явилось изучение личных качеств современных студентов вуза, осваивающих информационные дисциплины, с точки зрения Теории поколений, а также успешность освоения ими учебного материала по информатике.

Авторы изучили суть Теории поколений, проанализировали отличительные признаки поколений X, Y, Z по литературным источникам, составили анкету для опроса студентов. Считается, что в настоящее время в вузы пришло поколение Z. Однако результаты анкетирования показали, что нельзя современных студентов считать принадлежащими к одному поколению Z в чистом виде, что им присущи личностные качества всех трёх рассмотренных поколений.

Анализ ответов студентов при проведении анкетирования был использован для составления вероятностного «портрета» среднего современного студента, изучающего информационные дисциплины. Этот материал был использован для составления примерных действенных рекомендаций преподавателям информационных дисциплин для работы с современным поколением студентов с учётом их потребностей. Представлены данные результатов исследования уровня освоения информационных дисциплин современными студентами.

Биографии авторов

Ада Попова, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

доктор педагогических наук, профессор

Елена Черная, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков

Ольга Власова, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры экономики отраслей и рынков

Библиографические ссылки

Alyguliyev, R. M. (2016). Informatsionnaya nauka: predmet i osnovnyye zadachi [Information science: subject and main tasks]. Materialy respublikanskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Problemy formirovaniya elektronnykh bibliotek». Baku, Informatsionnyye tekhnologii, 13–19.

Astashova, T. A. (2017). Sovremennaya lektsiya v vuze glazami studentov i prepodavateley [Modern lecture at a university through the eyes of students and teachers]. Obrazovatel’nyye tekhnologii i obshchestvo, 3 (20), 229–308. (In Russ.).

Bastrakova, N. S. (2018). Цифровое поколение в проекции жизненного самоопределения [Digital generation in the projection of life self-determination]. New information technologies in education and science, 1, 103–109. (In Russ.).

Beschasnaya, A. A. (2020). Pokoleniye Del’ta: v poiskakh kharakteristik rossiyskogo pokoleniya nastoyashchego-budushchego [Generation Delta: in search of characteristics of the Russian generation of the present and future]. Journal of Sociology and Social Anthropology, 4 (23), 7–39. (In Russ.).

Vorontsova, Y. A. (2016). Теоретическая основа теории поколений [Theoretical basis of the theory of generations]. Scientific notes of the Oryol State University. Series: Humanities and social sciences, 3 (72), 268–273. (In Russ.).

Makarova, S. P., Gaidunko, Y. A. (2017). Metody obucheniya i teoriya pokoleniy [Teaching methods and theory of generations]. Scientific thought, 2(24), 26–28. (In Russ.).

Mukundan, R. (2018). Informatika: dinamichnaya distsiplina, vozdeystvuyushchaya na vse sfery chelovecheskoy deyatel’nosti [Informatics: a dynamic discipline affecting all spheres of human activity]. International Forum of Information, 4(43), 3–9. (In Russ.).

Nadvornaya, O. A., Mishota, I. Y. (2018). Neobkhodimost’ ispol’zovaniya «teorii pokoleniy» dlya sovershenstvovaniya protsessa obucheniya na sovremennom etape [The need to use the “theory of generations” to improve the learning process at the present stage]. Scientific Bulletin of MGIIT, 2 (52), 119–126. (In Russ.).

Gaifullin, A. Y. (2022). Pokoleniya Y i Z v postpandemiynoy real’nosti: identifikatsii, oriyentatsii, povedeniye: sbornik statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Generations Y and Z in post-pandemic reality: identifications, orientations, behavior: collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Ufa: RIC BashGU, 174 p. (In Russ.).

Ponomareva, E. S. (2017). Teoriya Pokoleniy [Theory of Generations]. Achievements of Science and Education, 8 (21), 55–56. (In Russ.).

Samukina, N. V. (2023). Teoriya pokoleniy v rossiyskom menedzhmente. Luchshiye praktiki upravleniya raznovozrastnymi komandami: podbor, obucheniye, motivatsiya [Theory of generations in Russian management. Best practices for managing teams of different ages: selection, training, motivation]: monograph Moscow: RUSAINS, 186 p. (In Russ.).

Sokolova, I. Y. (2012). Strukturno-logicheskiye skhemy – didakticheskoye osnovaniye informatsionnykh tekhnologiy, elektronnykh uchebnikov i kompleksov [Structural-logical diagrams – the didactic basis of information technologies, electronic textbooks and complexes]. Modern problems of science and education, 6. (In Russ.).

Stillman, D. (2018). Pokoleniye Z na rabote. Kak yego ponyat’ i nayti s nim obshchiy yazyk [Generation Z at work. How to understand him and find a common language with him]. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber (MYTH), 272 p. (In Russ.).

Shamis, E., Nikonov, E. L. (1997). Teoriya pokoleniy. Neobyknovennyy Iks [Theory of generations. Extraordinary X]. Moscow: Synergy, 2022. 192 p. (In Russ.).

Howe N., Strauss W. The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. N.Y.: Broadway Books, 1997. 384 p.

Загрузки

Опубликован

17-08-2024

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.