Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в системе СПО на основе интегрированного подхода

Авторы

  • Любовь Павлова Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И.Носова, Магнитогорск, Россия
  • Кристина Омеленчук Магнитогорский педагогический колледж, Магнитогорск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-80-86

Ключевые слова:

иностранный язык, профессионально ориентированное обучение, предметно-языковой интегрированный подход, профессиональная иноязычная коммуникация

Аннотация

Актуальность проблемы исследования обусловлена потребностью модернизации иноязычной подготовки в системе среднего профессионального образования (далее СПО) в рамках реализации новых ФГОС в контексте усиления профориентационного потенциала дисциплины «Иностранный язык». Усиление профессиональной направленности обучения иностранному языку в колледже направлено на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся для применения в ситуациях профессионального общения и профессионального самоопределения студента СПО. Однако разработка основ профессионально ориентированного обучения иностранным языкам обучающихся в системе СПО не выступала предметом отдельного изучения, что и определяет насущность представленной работы. Целью исследования является определение содержания и организационных основ профессионально ориентированного обучения иностранному языку в колледже на основе предметно-языкового интегрированного подхода. В ходе исследования выявлены принципы, требования, дидактические средства и материалы, обеспечивающих овладение основами иноязычной профессиональной коммуникации и профессиональное самоопределение обучающихся в процессе профильной иноязычной подготовки в системе СПО. Установлено, что разработанный в ходе исследования электронный учебно-методический комплекс по информационным технологиям и телекоммуникационным системам на основе предметно-языкового интегрированного подхода доказал свою эффективность, а предложенные принципы, этапы и содержание деятельности преподавателя и студента обеспечивают единство образовательного, развивающего и воспитательного аспектов реализации процесса профессионально ориентированного обучения иностранному языку студента СПО, взаимосвязанное овладение всеми видами иноязычной речевой деятельности в процессе решения проблемных квази-профессиональных задач в профильной области, и могут быть использованы в реальном учебном процессе на занятиях по иностранному языку в учреждении среднего профессионального образования.

Биографии авторов

Любовь Павлова, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И.Носова, Магнитогорск, Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры лингвистики и перевода

Кристина Омеленчук, Магнитогорский педагогический колледж, Магнитогорск, Россия

преподаватель английского языка

Библиографические ссылки

Almazova, N. I., Baranova T. A., Halyapina, L. P. (2017). Pedagogicheskie podhody i modeli integrirovannogo obucheniya inostrannym yazykam i professional’nym disciplinam v zarubezhnoj i rossijskoj lingvodidaktike [Pedagogical approaches and models of integrated teaching of foreign languages and professional subjects in the foreign and Russian linguodidactics]. Yаzyk i kul’tura, 39, 116–134. (In Russ.).

Bobykina, I. A., Nefedova, L. A. (2020). Opyt realizacii tehnologii CLIL v uslovijah dopolnitel’nogo professional’nogoobrazovanija pedagogov [Experience in implementing CLIL technology in conditions of additional professional education of teachers]. Aktual’nye problemy filologii i metodiki prepodavanija inostrannyh jazykov, 14, 119–121. (In Russ.).

Verbickij, A. A., Tenishcheva V. F. (2007). Inoyazychnye kompetencii kak komponent obshchej professional’noj kompetencii inzhenera: problemy formirovaniya [Foreign language competences as a component of general professional competence of an engineer: problems of formation]. Vysshee obrazovanie segodnya, 12, 27–31. (In Russ.).

Voronina D. K., Shamov A. N. (2022). Professionalizaciya inoyazychnoj podgotovki studentov nelingvisticheskih VUZov: podhody, tekhnologii, priemy i sposoby [Professionalization of foreign language training for students of non-linguistic universities: approaches, technologies, techniques and methods].Vestnik Mininskogo universiteta, 10 (2), 5–20. (In Russ.).

Zimnjaja, I. A. (2006). Obshhaja kul’tura i social’no-professional’naja kompetentnost’ cheloveka [General culture and socio-professional competence of a man]. Professional’noe obrazovanie, 2, 18–21. (In Russ.).

Kolesnikov, A. A. (2018). Metodika razrabotki sovremennogo uchebnogo posobiya dlya inoyazychnogo proforientacionnogo kursa po vyboru [Methodology for developing a modern teaching aid for a foreign language elective career guidance course]. Cennosti i smysly, 5, 140–151. (In Russ.).

Kolesnikov, A. A. (2021). Proforientacionnoe obuchenie kak osoboe napravlenie v integrirovannom yazykovom obrazovanii [Career guidance training as a special direction in integrated language education]. Inostrannye yazyki v shkole, 5, 40–48. (In Russ.).

Kuznetsov, A. N. (2020). Razvitie sistemy podgotovki po inostrannym yazykam v neyazykovyh vuzakh [Development of systemic training in foreign languages in non-linguistic universities]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki, 2 (835), 23–34. (In Russ.).

Polyakov, O. G., Belousov, A. S. (2021). Elektivnyj kurs na inostrannom yazyke i professional’naya orientaciya uchashchihsya starshih klassov (na primere gumanitarnogo profilya) [The elective foreign language course and professional guidance for school senior students ( using the example of the humanitarian profile)]. Inostrannye yazyki v shkole, 5, 64–71. (In Russ.).

Sysoev, P. V., Belousov, A. S.(2023). Metodika proforientacionnogo obucheniya inostrannomu yazyku obuchayushchihsya sistemy srednego professional’nogo obrazovaniya [Methodology of career guidance teaching a foreign language to students of the secondary vocational education system]. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2 (62), 244–261. (In Russ.).

Sysoev, P. V., Potapova, E. N. (2022). Korporativnoe obuchenie professional’nomu inostrannomu yazyku [Corporate training in a professional foreign language]. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2 (56), 256–271.

Sysoev, P. V. (2021). Klyuchevye voprosy realizacii predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku i profil’nym disciplinam v rossijskih vuzah [Key issues in the implementation of CLIL teaching of foreign languages and specialized disciplines in Russian universities]. Inostrannye yazyki v shkole, 5, 10–19. (In Russ.).

Halyapina, L. P. (2017). Sovremennye tendencii v obuchenii inostrannym yazykam na osnove idej predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya (CLIL) [Current trends in foreign language teaching based on the ideas of content and language integrated learning (CLIL)]. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze, 20, 46–52. (In Russ.).

Barrios, E., Lara, M. (2020). CLIL methodology, materials and resources, and assessment in a monolingual context: an analysis of stakeholders’ perceptions in Andalusia. The Language Learning Journal, 48 (1), 60–80.

Mehisto, P. (2008). Uncovering CLIL: Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Oxford : Macmillan Education, 238 p.

Pavlova, L. V., Vtorushina, Yu. L. (2018). Developing Students’ Cognition Culture For Successful Language Learning. Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences (CILDIAH-2018). SHS Web of Conferences, 50, 01128–01130.

Загрузки

Опубликован

17-08-2024

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 4 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.